X

Новый формат

Украинский авторынок начинает ощущать последствия мирового финансового кризиса. Какой же выход из сложной ситуации предлагают руководители крупнейших компаний-автопроизводителей и импортеров?

Украинский авторынок начинает ощущать последствия мирового финансового кризиса. Какой же выход из сложной ситуации предлагают руководители крупнейших компаний-автопроизводителей и импортеров?

Украинский авторынок начинает ощущать последствия мирового финансового кризиса. Какой же выход из сложной ситуации предлагают руководители крупнейших компаний-автопроизводителей и импортеров?

Динамика нашего авторынка по сравнению с первым кварталом 2008 года, когда число продаж постоянно увеличивалось, теперь прямо противоположная – продажи стабильно снижаются. Прогнозируемый сценарий – стагнация. Виной всему – мировой финансовый кризис. Начавшись с американской банковской системы, он докатился и до Украины в виде падения курса национальной валюты и прекращения выдачи кредитов на авто. Правда, по результатам октября ситуация на авторынке еще вселяет оптимизм – продано более 58 тыс. легковушек, что на 14% больше, чем в сентябре. Впрочем, дилеры утверждают, что такие результаты обусловлены распродажей автомобилей, закупленных по старым ценам – еще по курсу 4,8 грн./доллар. В ноябре цены повысятся, и спрос, а с ним и уровень продаж, упадет. Возможны и куда более мрачные перспективы. Что делать операторам авторынка, чтобы не допустить подобного развития событий?

В октябре украинский авторынок продемонстрировал рост – 14% по сравнению с сентябрем. Но до конца года ожидается обратная динамика продаж из-за снижения курса национальной валюты, валютных колебаний и уменьшения объемов автокредитования.

Об опыте США в преодолении кризиса

Олег Боярин Председатель правления завода «Еврокар»

Кризиса в автомобильном секторе нет, кризис – в экономике страны. Украина не сильно интегрирована в мировую экономику и могла бы спокойно пережить трудности. Но сейчас нас ждут худшие времена. Если правительство не предпримет конкретных шагов по стабилизации положения, то выйти из него будет сложно. Рост украинского авторынка – это, по сути, основа национальной экономики. Вопрос финансирования покупок машин банками – вторичен. Сегодня основные предприятия, которые приносили неплохие доходы, а нашим потребителям давали уверенность в завтрашнем дне, останавливаются либо уже остановились. Поэтому правительство должно заняться развитием собственной экономики, а не иностранной, чтобы наши люди имели возможность приобретать автомобили. Например, в США сейчас действуют против всех правил ВТО – дотируют собственных производителей. Я уверен, если возникнет необходимость закрыть рынок, они его закроют. Для них важны интересы собственной страны, а не требования ВТО. Потому что американцы знают: без создания рабочих мест, без повышения доходов населения не будет работы и прибыли ни у автоимпортеров, ни у производителей.

О наполнении бюджета за счет автоимпорта

Елена ДунинаГенеральный директор «Авто Интернешнл»

С мая, когда наша страна вступила в ВТО, пошлина осталась в пределах 10% вместо 25%, существовавших ранее. Несмотря на некоторые проблемы, импортеры снизили цены для потребителя на 15-20%. За 9 месяцев таможне удалось выполнить годовой план бюджета, и примерно одну пятую в нем составили поступления от автоимпорта. Бюджет получил колоссальные деньги, и параллельно удалось сформировать более привлекательные цены для украинского потребителя. Ни одна страна мира не производит весь перечень товаров, необходимых населению. В Украине, которая традиционно считалась сельскохозяйственной, по итогам 2007 года сельское хозяйство занимало всего лишь 6% ВВП. Так что правительству необходимо развивать все отрасли, а не ограничиваться только автомобильной. А тяжесть «заградительных барьеров» в виде пошлин в первую очередь ощущают наши потребители.

О возможном квотировании автоимпорта

Дмитрий Святаш Народный депутат Украины, почетный президент Корпорации «АИС»

Механизмы урегулирования импорта и экспорта, предусмотренные процедурами ВТО, позволяют ограничивать те или иные позиции без использования такого громоздкого механизма, как внесение изменений в законодательство. Поэтому любые попытки поднять пошлину сегодня натолкнутся на вето Президента. Нужно обращаться непосредственно в ВТО и объяснять, почему мы хотим увеличить пошлину на тот или иной период. А сейчас мы можем сделать это по процедуре, предусмотренной ВТО, потому что в стране – снижение ВВП, стагнация рынка. Нужна консолидация усилий в борьбе с «серым» импортом. Я думаю, импортеры готовы поделиться некоторой квотой с производителями. Но квоты должны выделяться при наличии контракта с производителем. Квотирование – это механизм, который не раз себя оправдывал, и он поможет, в частности, сбалансировать интересы производителей и импортеров за счет «серых» дилеров, которые не платят налоги. Кроме того, в Украине, к сожалению, абсолютно не отрегулирован рынок вторичных продаж (в том числе Trade-in). В парламент внесен законопроект, который предусматривает регулирование данного рынка. Львиная доля рынка вторичных продаж находится в тени и полностью выпадает из налогообложения. Так что те, кто особо печется о государственном бюджете, должны обратить внимание на эту проблему.

О невозможности повышения пошлин

Олег Назаренко Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров

Мне известно, что у автопроизводителей существуют определенные механизмы защиты собственного рынка, полностью соответствующие нормам ВТО. В случае падения доли рынка национального производителя возможно подключение механизма так называемого защитного спецрасследования, либо антидемпингового расследования. Результатом такого расследования может стать квотирование определенного количества завозимых в страну автомобилей. Но это должно быть справедливое квотирование. Понятно, что данные квоты получат не «однодневки» на автомобильном рынке, а фирмы, репутация которых дает основания вести такие переговоры. Но мы никак не готовы сегодня к изменениям тарифного плана – повышению пошлин или других налогов. Подобные изменения могут загнать автомобильный рынок в «тень»: снова появятся схемы обхода высоких налогов и бюджет не получит денег за легальный импорт. Я хотел бы, чтобы мы с производителями не ставили друг другу палки в колеса, а находили общий язык и не лоббировали каждый свою точку зрения.

О ценообразовании импортных автомобилей

Александр Рябухин Директор «Порше Украина»

Как образуется цена на импортные автомобили? Импортер покупает за гривни валюту по коммерческому курсу. На эти средства он приобретает товары, добавляет к себестоимости плановую маржу импортера и дилера, после чего предлагает данный товар клиенту. Но последние несколько месяцев отмечены резкими колебаниями курсов валют. Поэтому не всегда на деньги, вырученные от продажи, мы можем закупить новую партию автомобилей. А продавать себе в убыток нельзя – даже налоговая инспекция это запрещает. Поэтому товары будут стоить ровно столько, сколько они стоят. И продажа автомобилей по курсу, который меньше зафиксированного Нацбанком – это маркетинговая акция, которая не может быть постоянной.

О предложениях автопроизводителей

Олег СвинарчукПрезидент Корпорации «Богдан»

Кризис нас еще не затронул. То, что мы сегодня видим в Украине, – отток спекулятивного капитала. И это закономерно, потому что в условиях финансовой нестабильности капитал уходит в первую очередь из таких регионов, как наш. Позиция автопроизводителей основана на том, что государство обязано проводить политику создания рабочих мест. Ведь именно укрепление собственной экономики – самый надежный способ противостоять внешним кризисам. Так построена экономика Западной Европы, и последствия финансовой нестабильности в ней менее ощутимы, чем у нас, где вся валютная выручка завязана на металлургии. Правила необходимо менять – нужно стимулировать украинского потребителя покупать наши товары, а не импортные. Автопроизводители встречались с Президентом Украины, где обосновали свою позицию и нашли понимание ситуации. Наши предложения будут внесены в антикризисный законопроект, который в ближайшее время рассмотрят в парламенте. В этом документе подразумевается комплексный подход – возврат прежних пошлин на импорт, адресная помощь производителям, возобновление кредитования покупателей автомобилей и т. п.

О прогнозировании авторынка на будущий год

Максим Рабинович Директор по корпоративному и стратегическому развитию концерна «НИКО»

Сегодня в Украине сложно прогнозировать что-либо даже на неделю. Мы продаем автомобили по курсу 5,5 грн. за доллар, потому что понимаем, что в сложившейся ситуации покупатель мало реагирует на маркетинговые ходы – он реагирует на цену. Инвестированы большие деньги в дилерские центры, и если они не будут работать и зарабатывать, то через год продавать автомобили будет некому. Мы ответственны как перед покупателями, которые ждут каких-то особых предложений, так и перед дилерами, которые надеются на нашу помощь. Стоимость мы пересматриваем ежедневно, но завтрашние цены прогнозировать не может никто.

Подготовил Сергей Матусяк
Фото Сергея Кузьмича