От мала до велика
Кременчугский автосборочный завод, в прошлом году отметивший десятилетний юбилей, – на пороге перехода к полномасштабному производству грузовиков, со сваркой и окраской. |
Журналистов пригласили
на «КрАСЗ» не просто так. Завод, выпускающий с июня 2005 года малотоннажники
китайской фирмы FAW, запускает еще одну линию – по сборке тяжелых грузовиков.
Уже в начале следующего года из нового цеха будут выходить карьерные самосвалы
FAW CA 3252 грузоподъемностью 12,5 т. Машины отличаются новым дизайном
кабины и оснащены 310-сильным турбодизелем Евро 2. Несмотря на то, что
сейчас проходит только сертификаци новинок, нам удалось немного обкатать
одну из них (блиц-тест читайте в следующем номере «КА»).
Почему же планируют собирать именно самосвал? На этот вопрос генеральный
директор «КрАСЗ» Николай Черныш ответил так: во-первых, сейчас наблюдается
повышенный спрос на строительную технику, а во-вторых, сборка магистральных
тягачей невыгодна по той простой причине, что в Западной Европе, в отличие
от Украины, сеть СТО для грузовиков FAW пока еще не налажена.
Кстати, о сертификации – ее сейчас проходят известные у нас модели:
FAW 1041, 1051 и 1061, но теперь с дизелями Евро 2. В преддверии новых
экологических норм для грузовиков в Украине, вступающих в силу с 1 января
2007 года, «КрАСЗ» уже в ноябре приступает к выпуску китайских грузовиков
только с двигателями Евро 2. Сертификация проходит частично в Украине,
частично в России, и это немного тормозит процесс. Как рассказал Николай
Черныш, наш известный государственный центр сертификации (Институт УКРСЕПРО)
пока не имеет возможности сертифицировать двигатели Евро 2 и систему ABS.
В этом году «КрАСЗ» планирует выпустить полторы тысячи легких грузовиков
FAW на 1,5–4,5 т. В следующем году этот показатель предполагается удвоить.
Кроме того, намечено изготовить не менее пятисот тяжелых самосвалов FAW.
Однако завод стремится к полномасштабному производству – со сваркой и
окраской на месте.
Еще в 2004 году была утверждена инвестиционная программа развития до
2008 года. Она предполагала сооружение на предприятии сборочного, сварочного
и окрасочного цехов. Программа эта, как известно, была приостановлена.
На сегодняшний день построен только один из трех корпусов – сборочный.
Именно здесь и выпускают малотоннажники FAW. В их сборочную линию было
инвестировано около 20 млн. грн.
Нынче «КрАСЗ» находится в стадии переговоров с инвесторами, в частности,
с некоторыми китайскими компаниями (Landi и др.). И если все пойдет хорошо,
то уже через пару лет завод станет полноценным автопроизводителем. Предварительная
стоимость проекта – 30 млн. долларов, проектная мощность – до 20 тыс.
грузовиков разных классов в год.
А пока «КрАСЗ» наращивает степень локализации производства как для легковых,
так и для коммерческих автомобилей. Колесные диски, шины, аккумуляторы,
стартеры, генераторы, выхлопные системы – все это уже поставляют украинские
предприятия. При полномасштабном выпуске автомобилей степень локализации
должна возрасти с 18% до 60%, а то и больше.