Откуда берутся дешевые «китайцы»?
Китайские автомобили продаются в Украине по довольно привлекательным ценам. Но ходят слухи, что у себя на родине они стоят просто смешных денег – по несколько тысяч долларов за машину. Так ли это на самом деле?
Китайские автомобили продаются в Украине по довольно привлекательным ценам. Но ходят слухи, что у себя на родине они стоят просто смешных денег – по несколько тысяч долларов за машину. Так ли это на самом деле? |
Прежде чем изучать цены на китайские автомобили, напомним ситуацию и структуру авторынка Поднебесной. Высокие пошлины на импорт авто в Китае практически не дают возможности импортировать машины в страну, поэтому все продаваемые здесь иномарки собираются тут же.
Местные и мировые
Компании, выпускающие автомобили в Китае, делятся на две основные категории. Первая – совместные предприятия с крупными мировыми автоконцернами (назовем их СП). Как правило, это вполне современные сборочные заводы, которые используют западную технологию, качественные комплектующие. Они выпускают не только устаревшие модели, снятые с производства ведущими автоконцернами, но и современные автомобили, продающиеся в Европе и Украине. Например, китайская корпорация First Automobile Group владеет заводами совместно с Volkswagen, Toyota и Mazda, на которых выпускает устаревшие Mazda Familia (323), VW Santana и современные – Mazda 6, VW Gol (знакомый украинцам как Pointer), VW Touran, Toyota Corolla и Land Cruiser.
| |
Вторая группа предприятий – полностью китайские. Они выпускают автомобили собственных разработок, очень часто похожие на модели мировых производителей, применяют китайские комплектующие и агрегаты (иногда изготовленные по лицензии мировых автопроизводителей), используют собственную технологию производства. Среди них встречаются как независимые (Chery, Geely), так и фирмы, которые владеют заводами совместно с мировыми автопроизводителями (FAW – с VW и Toyota, Dongfeng – с Peugeot, Kia и Honda, Brilliance – с BMW и т. д.).
От «приближенности» к мировым технологиям зависит ценовая категория автомобилей (см. таблицу). Например, стоимость Ford Focus в Поднебесной соизмерима с ценой на аналогичный автомобиль в России или Украине. Также вполне «европейские» цены на BMW 320i, Hyundai Sonata и Tucson, Honda CR-V, Chevrolet Aveo и Toyota Prado. Успешно продаются (причем иногда в больших объемах, чем современные) устаревшие модели либо собственные разработки китайцев. Вот они-то порой и стоят в несколько раз меньше своих корейско-европейско-японских собратьев. Например, Chery QQ (похож на Daewoo Matiz) стоит $4900, Geely Haoqing – $3950, популярный в Украине внедорожник Great Wall Safe – $9300. То есть разрыв в ценах на мировые и местные машины примерно такой же, как в Украине на «Таврии», «Лады» и иномарки.
Везем сами
Итак, если посмотреть на цены автомобилей в Китае (см. таблицу), то окажется, что собранные в Поднебесной современные модели, которые параллельно производятся в Европе, Японии и Корее, стоят довольно дорого – практически столько же, сколько в Европе или Украине. Местные же модели на первый взгляд вдвое дешевле, чем в украинских автосалонах. Попробуем посчитать, во сколько может обойтись транспортировка и растаможка некоторых из них. Легковушка Geely Ulio с двигателем объемом 1,3 л в Китае стоит $6200. После уплаты таможенных платежей (пошлина, акциз, НДС и т. д.) цена на эту машину составит $9400. Прибавив еще около $1500 за перевозку и другие сопутствующие расходы, получим цену, вполне сопоставимую с установленной в Украине официальным дилером ($10900). Если пересчитать стоимость внедорожника Great Wall Safe после растаможки, то она составит $14200. Даже в случае, когда транспортные расходы «вынесут» более $1500, «чистая» цена машины составляет около $16 тысяч. В отечественных автосалонах она стоит не менее $21000, в российских – на $500 дешевле. Впрочем, импортеры говорят, что берут в Китае автомобили в максимальной комплектации, то есть дороже, чем по данным CBU-Autostats. Кроме того, на окончательную цену влияют стоимость кредитных ресурсов (деньги за машины вносят по предоплате, а поставка осуществляется через 4 месяца после заказа), маржа дилера, затраты на ведение бизнеса, сертификация, гарантийное обслуживание и развитие торговой марки. Таким образом, при сокращении определенных издержек цену на «китайцев» в Украине еще можно несколько снизить, хотя их нынешняя стоимость в нашей стране вполне оправданна.
Цены на некоторые автомобили в Китае, $ |
|