X

Откуда же возьмется доверие к страховому рынку?

Вот уже несколько дней идет активное обсуждение ситуации вокруг буквального исчезновения одного из крупных страховиков на рынке ОСАГО – компании «Лафорт».

Компания, которая входила в десятку лидеров украинского рынка, вдруг резко перестала выплачивать страховые платежи. Затем перестала отвечать на телефонные звонки, а затем физически пропала – ни по старому, ни по новому адресу, куда компания якобы переехала, никого найти так и не удалось. Ни клиентам, ни официальным государственным органам. Сейчас начались разговоры о банкротстве компании, которой заинтересовались соответствующие инстанции. А тем временем в прессе предпринимаются попытки понять – как так могло случиться?

Самое распространенное мнение экспертов – водители сами виноваты, так как гнались за дешевыми полисами, покупая их у агентов, предлагающих скидки до 20-30%. При этом агенты получали комиссионные, достигающие 50%. Весь этот «бесплатный сыр», по словам директора группы компаний «Дедал» Ибрагима Габидулина, на которого ссылается «Деловая Столица», давно был виден и создавал компании плохую репутацию. А тем временем пружина «мышеловки» натягивалась все туже – СК «Лафорт» не создавала резервы под страховой фонд. Но вот вопрос. Если все было так очевидно, то почему бы тому же Моторному Транспортному Страховому Бюро Украины не забить тревогу заблаговременно, а не рассказывать теперь о том, что еще в первом полугодии 2012 года компания «Лафорт» «не вызывала нареканий и демонстрировала хорошие показатели», и что количество жалоб резко возросло только в третьем квартале? Или до третьего квартала в МТСБУ не знали о дешевых полисах и о завышенных размерах комиссий? Или этих полисов и комиссий в благополучном первом полугодии не было вообще?

Плюс, третий квартал 2012 года был уже пять месяцев назад, а МТСБУ только 1 марта 2013 года опубликовало у себя на сайте информацию о том, что компания «Лафорт» вызывает опасения, и что ею не была предоставлена возможность провести предусмотренный законодательством аудит, и что Дирекция Бюро «принимает меры для стимулирования компании «Лафорт» к выполнению ею обязанностей по договорам ОСАГО». И только 6 марта, если верить сайту МТСБУ, состоялось заседание Комитета по управлению рисками, на котором был поднят вопрос о ситуации со страховой компанией «Лафорт» и было принято решение о приостановке ее лицензии и про возврат ею в Бюро бланков страховых полисов. А ведь еще 5 декабря на сайте Бюро в отчетах за период с января по сентябрь 2012 года (то есть, за период, включающий третий квартал, в котором выросло число жалоб) компания «Лафорт» значилась на седьмом месте по числу заключенных договоров и на пятом месте по числу начисленных страховых премий. И ни слова об опасениях…

К слову, отчитываясь по ситуации с «Лафорт», МТСБУ предупреждает, что на данный момент опасения вызывают еще шесть компаний: ПрАТ «НФСК «Добробут», «СК «Інвестсервіс», ПрАТ «АСК «ІнтерТрансПоліс», ПрАТ «Міська СК», ТДВ «СК «РАЙП», ПрАТ «УЕСК».