X

Что будет с авторынком Украины после неподписания ассоциации с ЕС?

Сегодня, 29 ноября, президент Украины Виктор Янукович не подписал в Вильнюсе соглашение с Евросоюзом об Ассоциации. Как это отобразится на авторынке Украины?

По мнению аналитиков АвтоКонсалтинга, о ЗСТ (зоне свободной торговли) с ЕС уже можно забыть. Формально, можно забыть и о возможности выхода украинского автопрома на европейский рынок объемом 13-15 млн. авто в год. Да, для поставки автомобилей в ЕС необходимо, чтобы они соответствовали техническим требованиям, и очевидно, что Lanos и Богдан-110 в ЕС никто не пустит даже в рамках ЗСТ. Но был призрачный шанс, что в Украине мог бы появиться автозавод, ориентированный на европейский рынок. Украина могла бы быть интересна, как место для размещения производства комплектующих, ориентированных на поставки в Евросоюз. Теперь это уже в прошлом.

В свою очередь, соглашение о ЗСТ предполагало поставку в Украину без пошлин иномарок европейского производства. Был предусмотрен переходный период, но даже в рамках его, предполагался объем поставок на уровне 45 тыс. авто в год. Это немного, даже с учетом нынешних реалий, но даже этого объема хватило бы, чтобы немного сбить цены на рынке. В перспективе, ценовая ситуация на украинском рынке также бы поменялась.

Ассоциация с ЕС поможет снизить цены на иномарки на 10%
Утилизационный сбор в Украине мешает подписанию соглашения об ассоциации с ЕС
Утилизационный сбор – причина ухудшения отношений между ЕС и Украиной

Также Евросоюз в списке требований озвучивал и свои претензии к утилизационному сбору, который Украина ввела с 1 сентября 2013 года, и рано или поздно добился бы его трансформации, ведь именно на волне критики данного закона со стороны ЕС, Виктор Янукович на второй день после подписания закона по утилсбору дал поручение внести в него изменения.
Теперь это уже не так актуально, и закон по утильсбору поправят, но суть этих правок уже может быть другой.

А в чем же тогда плюсы отказа от евроинтеграции для авторынка? Они тоже есть. Вероятнее всего, автомобили украинского производства с 2014 года вновь пустят на российский рынок. Это будут ЗАЗы, Chery производства АвтоЗАЗа и Богдан и Jac с черкасского завода. Станет легче и КРАЗам, а также производителям автобусов. Как уже не раз говорили представители автопрома, это позволит сохранить тысячи рабочих мест на предприятиях. А значит, будут зарплаты, отчисления в бюджет и т.п. Очевидно, что допуск на российский рынок позволит украинскому автопрому нарастить объемы производства, что, в свою очередь, отобразится на статистике уже в 2014 году. Не исключено, что даже появятся новые совместные проекты по выпуску в Украине автомобилей, ориентированных на рынок СНГ. Вот, собственно, в этом и заключались все стратегические плюсы для автопрома, но не для автомобильного рынка.