X

Перспективы развития украинского автопрома – нужно менять парадигму

Что рассказали о перспективах развития отечественного автопрома на 3-м Ежегодном Украинском автомобильном форуме.

В Киеве 7 ноября прошел 3-й Ежегодный Украинский автомобильный форум, организованный Strategy Council в партнерстве с Ассоциацией «Укравтопром» и Немецко-Украинской промышленно-торговой палатой.

За 9 месяцев 2019 года в Украине не произвели ни одного легкового автомобиля методом CKD (полномасштабное производство), а с помощью крупноузловой сборки SKD – только 4,5 тыс. («Еврокар»). Автобусов выпустили 623, а грузовиков – всего 81 ед. 84% всех первых регистраций в этом году – это б/у авто, а новые составили только 16%. Между тем растет производство комплектующих для европейских автогигантов. За последние годы в Украине построили 38 заводов, на которых занято свыше 60 тыс. человек. Так открытое в 2007 году предприятие «Карпаты» (делает электропроводку) увеличило штат в 20 раз – до 4000 чел., а другое аналогичное, «Электрические системы» из Винницы – до 1650 чел.

Для успешного развития автомобильной отрасли нужда государственная поддержка. И за примерами далеко ходить не надо. Сегодня ведутся переговоры о постройке в Болгарии нового завода Volkswagen по выпуску 300 тыс. авто в год – а это 5 тыс. новых рабочих мест. И правительство готово вложить 800 млн. евро, чтобы в итоге получить инвестиции от VW в размере 1,3 млрд евро. В Украине имеются крупнейшие залежи лития – 500 млн. т на четырех месторождениях, однако для его обогащения опять-таки нужны инвестиции в размере 300 млн евро. И как результат – крупнейший в Европе завод по выпуску аккумуляторов для электромобилей построят, увы, не у нас, а в Польше – и ЕБРР уже выделил на это первый кредит в сумме 250 млн евро.

Михаил Резник
Президент Ассоциации «Укравтопром»
У нас есть большие надежды, что новая политическая власть, новые руководители ведомств четко понимают о необходимости поддержки национальных производителей. Индустриальный комплекс, который является наиболее привлекательным для инвесторов, скорее всего, будет в приоритете у нового правительства. Есть намерения привлечь 50 млрд инвестиций и для этого, безусловно, нужно улучшить инвестиционный климат. Внешние финансовые обязательства будут постепенно сокращаться, по отношению к валовому продукту – это 65%, 60% 47,5%. Для всех тех, кто сегодня следит за нашей экономикой, безусловно, это сигнал о том, что мы на верном пути. Нужно также вдвое увеличить экспорт, хотя это и непросто.

Александр Козис
Председатель правления Корпорации «УкрАВТО»
Если в 2008 году в первичных регистрациях авто на бэушные импортируемые приходилось только 6%, то в 2018 году уже 62%, а за 9 месяцев 2019 года – это уже 84%.

Многие оценивают этот с позиции того, что украинская автомобильная промышленность не очень работоспособна. Однако это следствие низкой покупательной способности населения. Средняя зарплата в Украине составляет всего 132 евро, для примера в Беларуси -353 евро, в Румынии – 395 евро, в Польше – 750 евро. Эта картина очень хорошо накладывается на картину развития автомобильного производства. Украина – единственная страна, где нет реально действующего производства легковых автомобилей. У наших соседей в Беларуси – 4 таких предприятия, в Польше – 8, в Чехии – 7, в Словакии – 4, в Венгрии – 4, в Сербии – 3, Румынии – 3.


В 2008 году, когда работал Запорожский автомобильный завод, было 800 украинских предприятий – поставщиков комплектующих, и 23 тыс. работающих на заводе. Мы говорим не о льготах на данном этапе, мы говорим хотя бы о равных условиях. Сегодня ввозить готовый электромобиль выгоднее, чем производить – в последнем случае он будет на 30% дороже. В Украине нет закона о компенсации НДС при импорте комплектующих. В результате, средний возраст украинского автопарка – 21 год. И эти машины не просто старые, они со старыми экологическими нормами.

Айварас Абромавичус
Генеральный директор «Укроборонпром»
«Укроборонпром» сегодня – это 137 предприятий (21, к сожалению, сегодня на временно оккупированных территориях). Несмотря на то, что 46 не очень прибыльные, у нас есть мощности, у нас есть площадки, у нас есть люди, которые способны с местными мировыми производителями компонентов для автопромышленности что-то делать успешно. Есть десятки тысяч зданий, миллионы квадратных метров часто незагруженных помещений. Мы сами занимаемся ремонтов военных машин для нужд вооруженных сил, и это получается довольно успешно у некоторых предприятий. Новые предприимчивые руководители создают условия для прихода частных клиентов, в том числе под давальческие схемы, по долгосрочным контрактам –  взять компоненты и на площадке что-то сделать и здесь есть много хороших примеров.

Олег Боярин
Председатель наблюдательного совета «Еврокар»
Будущее за электротягой, самоуправляемыми автомобилями и IT-технологиями. Если в 2008 году автопроизводство в Украине составляло 4% ВВП, то сегодня – только 0,01%. Сегодня контрабанда и импорт находятся лучших условиях, чем национальный производитель. В Украине большие залежи лития, а завод по производству аккумуляторных батарей строят в Польше. Главная задача – изменить парадигму. Нужна долгосрочная стратегия развития электротранспорта на 10-15 лет. И уже создана рабочая группа для подготовки соответствующего законопроекта.