X

Первый миллион

Суммарное количество сделок по купле-продаже легковых автомобилей в Украине за 2007 год достигло почти одного миллиона единиц. Из них 542 тысячи – новые транспортные средства.

Суммарное количество сделок по купле-продаже легковых автомобилей в Украине за 2007 год достигло почти одного миллиона единиц. Из них 542 тысячи – новые транспортные средства.

Суммарное количество сделок по купле-продаже легковых автомобилей в Украине за 2007 год достигло почти одного миллиона единиц. Из них 542 тысячи – новые транспортные средства.

Около миллиона украинцев стали владельцами автомобилей всего за один год. При этом 450 тысяч машин они купили «с рук» у своих же соотечественников. 6,2 тысячи было привезено из-за рубежа с определенным пробегом (то есть подержанных). А из автосалонов выехало чуть больше 542 тысяч новых авто.

Новые победили

Структура и динамика автомобильного рынка страны в прошлом году были схожи с показателями нескольких предыдущих лет. Но впервые рынок перепродаж уступил рынку покупки новых машин. Рост продаж новых легковушек на 46% удивил всех экспертов – такого еще год назад не ожидали даже самые большие оптимисты. Причина – небывалое для отечественного рынка развитие кредитования покупки товаров (особенно автомобилей), стабильность экономики и, соответственно, постепенный, но уверенный рост благосостояния граждан нашей страны. Не помешали увеличению автомобильного рынка в Украине ни внеочередные выборы в парламент, ни политическая нестабильность, ни смена правительства, ни даже рост курса евровалюты и цен на топливо. Более того, именно во время избирательной кампании наблюдался серьезный рост продаж. Во втором полугодии за месяц продавалось 50 и даже 60 тысяч новых автомобилей – вдвое больше, чем в первые месяцы 2007 года и последние – 2006-го. Своего максимума спрос достиг в декабре 2007 года, когда большинство автоимпортеров массовых марок перевели привязку цен на свои автомобили с евровалюты на более устойчивые доллар и гривню.

ВАЗ уступает

Симпатии украинцев к автомобилям определенных марок по сравнению с прошлым годом существенно не изменились. На первых позициях по-прежнему ВАЗ, Daewoo, Chevrolet, ЗАЗ. Среди импортируемых марок лидирует Mitsubishi, активно завоевывает рынок Toyota. Впрочем, только на первый взгляд существует такая стабильность. Если в абсолютных цифрах продажи увеличились у всех названных брендов, то сохранить или нарастить свою долю на рынке сумели не все. Особенно заметно снижение рыночной доли у ВАЗов – с 30,5% в 2006-м до 23,5% в прошлом году. Их потеснили, в первую очередь, представители китайских брендов. Только Chery отвоевал 3,5% рынка – то есть половину из утраченного российской маркой. Неплохо стартовала и Geely, причем оба бренда из Поднебесной продавались через крупнейшие украинские сети сбыта – «УкрАВТО» и «АИС», еще год назад активно продвигавшие Lada. Серьезно улучшили свои позиции также корейские Hyundai и Kia, которые реализуются еще одним крупным украинским концерном – «Богдан». Они почти удвоили свое присутствие, а абсолютные продажи увеличились в 2-3 раза. Также заметно выросли продажи у Nissan, Ford, Honda, Suzuki, Mazda, Dacia и др. Именно благодаря перечисленным маркам произошел столь значительный рост авторынка.

Представители китайских брендов отвоевали часть рынка, которую утратил российский ВАЗ.

Иномарок – еще больше

Chery

Огромный рост продаж китайской Chery стал возможен в основном за счет популярности модели С-класса Amulet.

2007
18568
2008
680

Geely

Только ограничение в объеме поставок сдерживало реализацию еще одного недорогого китайского авто, ставшего конкурентом ВАЗам, – Geely CK.

2007
4325
2008
149

Acura

Впечатляющий рост продаж двух новых моделей марки MDX и RDX в Украине – заслуга «серых» дилеров, ведь официально этот бренд в нашей стране пока не представлен.

2007
837
2008
67

ГАЗ

Одна из немногих марок, утратившая не только долю на рынке, но и абсолютные показатели продаж. Возможно, новая модель Siber исправит положение в 2008 году.

2007
2829
2008
3715

Такое перераспределение рынка стало причиной изменения соотношения автомобилей СНГ и иномарок. По сравнению с 2006 годом иномарки завоевали еще 10% рынка и теперь занимают примерно 70% украинского авторынка новых легковушек. При этом анализ структуры продаж по ценовым диапазонам реализованных машин показывает, что в самом доступном сегменте (до 4 тыс. евро) продажи упали из-за снижения предложения: «Таврию» сняли с производства, ВАЗы перешли в другую ценовую категорию. Но там их встретили «китайцы» – в сегменте 4–6,5 тысячи евро в прошлом году наблюдался один из самых высоких показателей роста рынка. Также вдвое больше по сравнению с прошлым годом украинцы купили автомобилей стоимостью от 15 до 22 тысяч евро. Сегодня за эти деньги можно приобрести машины D- и верхнего С-класса или компактный внедорожник. Также существенно больше реализуется автомобилей стоимостью свыше 50 тыс. евро, то есть представителей премиум-сегмента. В целом перемещение продаж в более дорогие сегменты связано с возможностью покупки машины в кредит (небольшое повышение цены незначительно сказывается на размере ежемесячных выплат) и ростом курса евро по отношению к гривне и доллару, что стало причиной удорожания большинства европейских автомобилей.

Продажи самых дорогих автомобилей по сравнению с прошлым годов выросли более чем вдвое.

Ждем ВТО

В 2008 году курсовой фактор наверняка не будет настолько влиять на авторынок – евро уже значительно укрепился по отношению к американскому доллару, а автоимпортеры сделали ряд шагов, снижающих влияние колебаний евровалюты на изменения стоимости автомобилей в Украине. Куда большее значение будет иметь реакция нашего рынка на вступление Украины в ВТО. Эксперты пока не берутся с большой долей вероятности прогнозировать развитие ситуации в связи с этим фактом, поскольку все зависит от действий украинских законодателей. Существует несколько вариантов развития событий, связанных с обещанием нашей страны уменьшить размер пошлины на ввоз автомобилей до 10% от таможенной стоимости (сегодня – 25%). Такое снижение может произойти как со второй половины 2008 года, так и с начала 2009-го или даже 2010–2013 годов. И хотя импортеры в один голос говорят о невозможности снижения цен на импортные автомобили даже после уменьшения пошлин, данное событие однозначно повлияет на продажи легковушек в Украине – как новых, так и подержанных. Может измениться соотношение рынка между импортируемыми и произведенными в Украине машинами. Но такое возможно только среди моделей, которые собираются в нашей стране крупноузловым методом. Если этот процесс станет нерентабельным, дистрибьюторы будут импортировать их собранными. Но производство автомобилей должно развиваться – ведь на ближайшее время запланировано введение в эксплуатацию полноценной сборки в Украине ряда машин. Среди них – Lada и Hyundai на новом заводе «Богдан» в Черкассах, Skoda на «Еврокаре», есть задумки по переносу мощностей и расширению Запорожского автозавода.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что развитие рынка автомобилей в Украине продолжится. Импортеры и производители закладывают прогнозные показатели роста в 15–20%, то есть уже по итогам 2008 года объем рынка новых легковушек может приблизиться к отметке 650–700 тысяч единиц. А общий рынок значительно перешагнет за миллион.

Мини-кары, минивэны и пикапы

Структура отечественного рынка новых легковушек по классам в основном осталась прежней. Половину всех продаж составляют автомобили С-класса. Сюда входят как наиболее популярные «старожилы» – ВАЗы и Daewoo, так и китайские новички – Chery и Geely. На втором месте по популярности – традиционно В-класс. Но в 2007 году его доля на рынке уменьшилась из-за снижения продаж его лидеров – «Таврий» и «Славут». В то же время реализации иномарок В-класса увеличились. Заметен также рост доли рынка наименьшего А-класса. Это произошло в основном благодаря узбекскому Daewoo Matiz и его китайскому «двойнику» Chery QQ. Несколько китайских моделей пикапов вместе с успешно стартовавшим Mitsubishi L200 сделали возможным заметный рост доли рынка среди SUV-пикапов. Еще один сегмент, показавший значительную динамику развития в 2007 году, – минивены на базе моделей В-класса. Nissan Note, Ford Fusion и Skoda Roomster вместе с еще несколькими конкурентами обеспечили этому сегменту увеличение доли рынка почти в 2 раза – с 0,47% до 0,87%. Смена приоритетов у покупателей происходит в сегменте SUV – доля больших внедорожников то падает (главная причина – смена модельного поколения лидера – Toyota Land Cruiser 100), то компенсируется ростом в подклассе больших премиум-SUV. Причем последние продавались в основном «серыми» дилерами (Acura MDX, Mercedes GL, Lexus LX официально в нашу страну не поставлялись), что говорит о неудовлетворенности украинских покупателей существующим предложением на рынке в этом сегменте. В то же время спрос на компактные и средние внедорожники растет. Например, лидер в сегменте SUV-компакт Hyundai Tucson является наиболее востребованной моделью во всей гамме этой корейской марки, состоящей в основном из бюджетных машин. Впрочем, олигархи тоже довольно активно обновляют свой автопарк. В категории High Premium (Mercedes-Benz S-Klasse, Lexus LS, BMW 7 Series, Audi A8) продажи по сравнению с 2006 годом выросли более чем вдвое. Почти в такой же пропорции зафиксирован рост в сегменте самых дорогих (Luxury Premium) машин, состоящих из Maybach, Rolls-Royce, Bentley (их продали 24 вместо 13).

Сергей Петров
Фото из архива редакции и фирм-производителей

5