Первый. Национальный

Открытие первого за последние пятьдесят лет полноценного автомобильного завода в Украине – пожалуй, одно из главных событий текущего года. Что и как производят на «Автомобильном заводе «Богдан» в Черкассах, построенном украинцами на отечественные инвестиции?

Открытие первого за последние пятьдесят лет полноценного автомобильного завода в Украине – пожалуй, одно из главных событий текущего года. Что и как производят на «Автомобильном заводе «Богдан» в Черкассах, построенном украинцами на отечественные инвестиции?

Автомобильный завод разместился на территории бывшего оборонного завода «Ротор» площадью 20 га, где оставалось несколько производственных корпусов

Автомобильный завод разместился на территории бывшего оборонного завода «Ротор» площадью 20 га, где оставалось несколько производственных корпусов. Решение руководства корпорации «Богдан» о переносе сюда из Луцка мощностей по выпуску легковых автомобилей принято в 2005 году. Чуть позже компания заключила контракт с немецкой Eisenmann на строительство линии окраски кузовов производительностью 120 тыс. штук в год. В мае 2007-го в Черкассах построили и запустили сборочную линию по выпуску легковых автомобилей. И вот в июне 2008-го вступили в работу все производственные линии Черкасского автозавода – от сварки и покраски до финальной сборки и проверки качества. Таким образом, на строительство нового предприятия понадобилось чуть более 2 лет. В него инвестировано около $330 млн., причем половина из них – собственные средства корпорации, остальные предоставлены в кредит западными банками. Такая сумма считается достаточно скромной для постройки полноценного автозавода в Европе. Например, недавно открывшийся в Словакии завод Kia (правда, гораздо более технологичный, а его мощность вдвое превышает черкасскую) обошелся в миллиард долларов. В то же время на новый автозавод полного цикла по производству 200 тыс. легковых автомобилей Great Wall в Китае израсходовано $400 тыс.

Черкасский «Автозавод «Богдан» – единственное в мире предприятие, где выпускают вазовские «десятки». В Тольятти из заменили «Приорами».

Детали кузова – как небольшие, так и крупные фрагменты – поступают из России и Кореи.
На специальном стапеле отдельные кузовные детали закрепляют, а потом приваривают их вручную.
Детали кузова – как небольшие, так и крупные фрагменты – поступают из России и Кореи.
На специальном стапеле отдельные кузовные детали закрепляют, а потом приваривают их вручную.
Далее на готовый каркас сварочными клещами доваривают другие части кузова будущего автомобиля.
Кузов «купает» в ванне катафореза специальный робот – варио-шаттл. Такая процедура одинакова для ВАЗов и Hyundai.
Далее на готовый каркас сварочными клещами доваривают другие части кузова будущего автомобиля.
Кузов «купает» в ванне катафореза специальный робот – варио-шаттл. Такая процедура одинакова для ВАЗов и Hyundai.

«Десятки» уже делают

Схема производства на «Автозаводе «Богдан»«Автомобильный завод «Богдан» прошел стадию наладки оборудования и выпускает первые партии продукции. Одна из особенностей предприятия – универсальность оборудования. С его помощью в Черкассах можно производить практически любые автомобили длиной до 5,5 м. Но сегодня с конвейера сходят только ВАЗы – на одной ветке сборочного конвейера производят крупноузловую сборку ВАЗ-2107, -2111, -2112, на второй – сварку и окраску Lada 110 (скоро – ВАЗ-2111). Кстати, «Богдан» – единственное предприятие, где выпускают вазовские «десятки» – в Тольятти их полностью заменили «Приорами». Через пару недель компанию российским моделям составят самые популярные в стране кроссоверы – Hyundai Tucson. Все оборудование и комплектующие уже есть, и сейчас заканчиваются подготовительные работы для серийного выпуска. В сентябре текущего года начнется наладка второй сварочной линии для изготовления кузовов Hyundai Accent и Elantra. Предполагается, что эти модели будут сходить с конвейера черкасского «Богдана» с начала 2009 года.

В цехах сварки кузовов и окончательной сборки автомобилей в основном применяется ручной труд. С помощью специальных сварочных клещей несколько десятков операторов варят сначала отдельные части кузова, а затем их стыкуют на специальном стапеле и сваривают в единое целое. Такое решение применяется на автомобильных заводах в тех странах, где стоимость рабочей силы не очень высока, а тираж выпускаемых моделей составляет десятки тысяч единиц в год. Например, таким же образом варят кузова на заводах Dacia, «АвтоВАЗ», «ГАЗ», «ЗАЗ», ряде китайских предприятий. Полностью автоматизированные сварочные цеха (практически без использования ручного труда) журналисты «АЦ» видели в развитых странах Европы и Азии, где на одном заводе выпускают несколько сотен тысяч машин в год.

Одна из немногих «ручных» операций в покрасочном цехе – нанесение противошумной мастики и герметика.
Окрасочный цех работает с материалами PPG-Helios (Словения) – как на «ЗАЗе». Пока машины красят в три цвета, но возможно до 10-ти.
Одна из немногих «ручных» операций в покрасочном цехе – нанесение противошумной мастики и герметика.
Окрасочный цех работает с материалами PPG-Helios (Словения) – как на «ЗАЗе». Пока машины красят в три цвета, но возможно до 10-ти.
Большинство комплектующих для сборки ВАЗов пока поступает из России. Но с развитием технопарка в Черкассах ситуация изменится.
Технология окраски и сборки Hyundai Tucson уже отлажена, и скоро начнется промышленное производство.
Большинство комплектующих для сборки ВАЗов пока поступает из России. Но с развитием технопарка в Черкассах ситуация изменится.
Технология окраски и сборки Hyundai Tucson уже отлажена, и скоро начнется промышленное производство.

Роботы умеют красить

Предмет особой гордости «Богдана» – окрасочный цех. Он наиболее полно автоматизирован – в смену здесь трудится всего 200 человек. Кузова перемещаются по производственному процессу – с участка на участок – с помощью роботов – варио-шаттлов. Роботы также красят внешние панели автомобилей в покрасочной камере. Цех отличается от других подобных производств СНГ наличием процесса нанесения первого грунта (электроосаждения). По утверждению специалистов завода, это позволяет вдвое увеличить коррозионную стойкость автомобиля: он успешно проходит тест в камере соляного тумана в 1400–1500 часов (по нормам «ВАЗа» – 700). Кроме того, по словам начальника покрасочного цеха «Автомобильного завода «Богдан» Романа Гладнева, здесь используются более качественные материалы – одинаковые как для ВАЗов, так и для Hyundai, поэтому качество окраски ВАЗов более высокое, чем у продукции из Тольятти. Сегодня на заводе для обеих марок применяются 3 цвета – серебристый, темно-зеленый и черный. С июля ассортимент красок расширится – возможности оборудования позволяют использовать 10 оттенков одновременно.

Лобовые стекла автомобилей прямо на конвейере клеит специальный робот-манипулятор.

При окончательной сборке всех автомобилей, которая производится в разных цехах, в основном используется ручной труд. Только лобовые стекла приклеиваются с помощью специального робота-манипулятора. Точно такое же решение по автоматизации применяется на румынском заводе Dacia.

Двигатели поступают в собранном виде и монтируются на автомобили в зависимости от их комплектации.
В цехе окончательной сборки ВАЗов 2 конвейера: на одном – автомобили CKD-сборки, на другом – собираемые крупноузловым методом.
Двигатели поступают в собранном виде и монтируются на автомобили в зависимости от их комплектации.
В цехе окончательной сборки ВАЗов 2 конвейера: на одном – автомобили CKD-сборки, на другом – собираемые крупноузловым методом.
В покрасочной камере нет людей – краску и лак на наружные поверхности кузова распыляют «руки» робота.
Заключительный этап производства – тестирование, выявление брака и приемка автомобилей.
В покрасочной камере нет людей – краску и лак на наружные поверхности кузова распыляют «руки» робота.
Заключительный этап производства – тестирование, выявление брака и приемка автомобилей.
Основная продукция автозавода сегодня – ВАЗы, но уже с июля украинцы получат «местные» Hyundai Tucson.
Основная продукция автозавода сегодня – ВАЗы, но уже с июля украинцы получат «местные» Hyundai Tucson.

Через год – 120 тысяч

Черкасский автозавод способен выпускать 120 тысяч автомобилей в год при двухсменном графике работы (по 60 тыс. ВАЗ и Hyundai), а при трехсменном – до 150 тысяч. Планируется, что на полную мощность предприятие выйдет через год. А уже через несколько месяцев на другой производственной площадке корпорация «Богдан» откроет еще один автозавод – по выпуску грузовиков мощностью 15 тыс. единиц в год. В дальнейших планах корпорации «Богдан», по словам ее президента Олега Свинарчука, – строительство логистического центра и технопарка, на котором наладят производство комплектующих для выпускаемых автомобилей.

Полстолетия – на один автозавод

Кременчугский автосборочный заводВ Украине несколько автосборочных заводов, но большинство из них занимается крупноузловой (SKD) сборкой машин. Среди них – Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ), принадлежащий корпорации «АИС». Он собирает ВАЗы, Chana, Geely, SsangYong, Great Wall. Ильичевский завод автоагрегатов, входящий в «ЗАЗ», выпускает Daewoo, Chevrolet, Chery. Херсонский завод «ОстКар», собственность «Автогруппы ВИПОС», производит Audi. «Еврокар» в Соломоново Закарпатской области собирает крупноузловым методом Skoda, Seat, VW, мелкоузловым – Skoda Octavia Tour (без сварки и окраски). Всего лишь два предприятия в Украине по выпуску легковых машин – «Запорожский автомобилестроительный завод» (начало производства – в 1959 г.) и «Автомобильный завод «Богдан» в Черкассах (старт – июнь 2008-го) собирают авто методом CKD – мелкоузловой сборки. В отличие от остальных отечественных заводов, здесь созданы мощности не только по сборке, но и по сварке и окраске кузовов. А у «ЗАЗа» есть и оборудование по штамповке кузовных деталей, что позволяет ему называться автозаводом полного цикла (от чистого листа металла до готового авто). В Черкассах машины делают из кузовных деталей, привезенных из России или Кореи.

Сергей Матусяк
Фото Андрея Яцуляка, Сергея Кузьмича и корпорации «Богдан»

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ