X

Пошлины снизят в 2,5 раза

Подешевеют ли при этом иномарки?

Подешевеют ли при этом иномарки?

Насколько при этом подешев еют автомобили? И что будет с отечественным автопромом?

На прошлой неделе стали известны некоторые условия вступления Украины в ВТО, касающиеся автомобилей. По информации народного депутата Украины Василия Полякова, наша страна на следующий финансовый год после вступления в эту организацию обязуется установить пошлины на ввоз новых и подержанных автомобилей на уровне 10% их таможенной стоимости.

Через год или два?

«Если Украина станет полноправным членом ВТО в середине 2007 года, то новые пошлины должны действовать с начала следующего года, то есть с 1 января 2008-го, – говорит Василий Поляков. – Но я думаю, что все документы по вступлению нашей страны в ВТО будут оформлены к концу года, поэтому пошлины снизятся только с начала 2009-го». В соответствии с соглашением, пошлиной в размере 10% таможенной стоимости автомобиля должен облагаться ввоз как новых, так и подержанных автомобилей. Это в 2,5 раза ниже нынешних ставок пошлин. Но ставки акцизного сбора для бывших в употреблении машин останутся такими же высокими, как сегодня (см. таблицу). Кроме того, согласно Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (о регистрации автомобилей)», восьмилетнее ограничение по возрасту ввозимых в нашу страну автомобилей снимут сразу же после вступления страны в ВТО. Но еще одним барьером для их ввоза (кроме запрета импорта машин, не соответствующих экологическим нормам Евро 2 и высоким акцизам) станет значительный налог с владельцев транспортных средств при их первой регистрации (см. таблицу и «АЦ» № 3'2007).

«Даже при уменьшении пошлин цены на автомобили не снизятся».

Василий Поляков
Народный депутат Украины,почетный председатель правления корпорации «АИС»

Когда упадут цены?

Резкое снижение ввозных пошлин на автомобили не приведет к падению розничных цен на новые иномарки, считают эксперты авторынка. По утверждению Василия Полякова, почетного председателя правления корпорации «АИС», цены на определенные модели складываются в зависимости от рыночной ситуации в стране. А при условии роста рынка, как это происходит в Украине, предпосылок для их снижения нет. «Основой формирования розничных цен являются отпускные прайсы завода-изготовителя, – продолжает Поляков. – А поскольку о дате вступления Украины в ВТО будет известно заранее, производители поднимут отпускные цены в соответствии со снижением пошлин и получат дополнительную прибыль. Ведь прибыль импортера и дилера фиксированная, и они не могут существенно изменять ценовую политику представляемой в стране марки». Уже сейчас производители выставляют более высокую стоимость автомобилей для украинских автоимпортеров и дилеров, чем, к примеру, для российских. Ведь рынок нашего северного соседа больше. Поэтому и цены на многие иномарки там ниже.

«Льготы для автопроизводителей будут – в той или иной форме».

Олег Папашев
Заместитель главы правления корпорации «УкрАвто» по производству

Заводы требуют преференций

В случае снижения пошлины на импортированные иномарки до 10% продукция украинского автопрома на внутреннем рынке может оказаться невостребованной. Ведь отечественные автопредприятия не имеют преференций перед импортерами, кроме минимальной пошлины на ввоз комплектующих для сборки машин. «При снижении пошлин на импорт производство в Украине станет нерентабельным, – говорит президент корпорации «Богдан» Олег Свинарчук. – Особенно это касается проектов, включающих сварку, покраску кузовов и окончательную сборку. Ведь при прочих равных условиях зарубежные заводы из-за больших объемов производства могут добиться более низкой себестоимости, чем украинские».

«При низких пошлинах производство автомобилей в Украине станет нерентабельным».

Олег Свинарчук
Президент корпорации «Богдан»

Впрочем, действующий ныне бюджет Украины на 2007 год содержит положение, которое может стать основанием для возобновления льгот по освобождению от уплаты НДС, пошлин и налога на прибыль, которыми пользовались Запорожский и Луцкий автозаводы согласно утвержденным инвестпрограммам. Такие льготы могут быть восстановлены. Причем иск по этому вопросу уже ждет своего часа в Конституционном суде, но дата его возможного рассмотрения неизвестна. Ведь согласно ст. 4 Закона «О стимулировании производства автомобилей в Украине», принятому в 1997 году, любые законодательные акты, ухудшающие права инвесторов, являются недействительными. Олег Папашев, заместитель главы правления корпорации «УкрАвто» по производству, говорит: «Мы оставляем за собой право отстоять задекларированные государством льготы в суде». Впрочем, данные преференции согласно указанному Закону действуют только до 2008 года, к тому же процесс принятия решений украинскими судами достаточно длительный. Так что перспектива возобновления данных льгот сегодня довольно туманна. В то же время, по словам Олега Папашева, Ассоциацией автопроизводителей и специалистами Министерства промышленной политики разрабатывается законопроект, который призван предоставлять нашим автозаводам льготы, подобные действующим в Европе, например, освобождение предприятия от уплаты налога на прибыль, если последняя реинвестирована в модернизацию или расширение производственных мощностей.

Олег Свинарчук уверен, что Украине при вступлении в ВТО необходимо добиться переходного периода, в течение которого отечественные автопредприятия смогут достичь того же уровня локализации производства, что и в Европе. Например, в России период защиты местного авторынка от дешевого импорта высокими пошлинами будет продолжаться до 2012 года. «Любой проект по строительству автосборочного завода окупается как минимум за 8 лет, – отметил Олег Свинарчук. – Сегодня в Украине мы не видим новых проектов. Зато они каждые месяц-два появляются в России, где инвесторам понятны условия ведения бизнеса на несколько лет вперед». Впрочем, по мнению Василия Полякова, сегодня уже поздно менять договоренности нашей страны по вступлению в ВТО, а в них переходной период не предусмотрен, хотя отечественным автопроизводителям он необходим. «Льготы для автопроизводителей будут – в той или иной форме, – уверен Олег Папашев. – Вопрос только в том, что есть преференции, разрешенные или запрещенные ВТО, и мы собираемся добиваться льгот, распространенных в цивилизованных странах». Впрочем, сегодня следует говорить о комплексном подходе, то есть адаптировать законодательство к нормам ВТО не только по импорту, но и по развитию внутреннего производства и стимулированию экспорта.

 Возможные изменения некоторых налогов на ввоз автомобилей в Украину
Легковые автомобили с двигателями рабочим объемом цилиндровДействующая ввозная пошлинаВвозная пошлина после вступления в ВТО (проект)Акцизный сбор, евро за 1 см3
Бензиновые до 1000 см3 новыеновые25%10%0,02
возрастом до 5 лет1
возрастом свыше 5 лет1,25
Бензиновые от 1000 до 1500 см3новые25%10%0,02
до 5 лет1,25
свыше 5 лет1,5
Бензиновые от 1500 до 2200 см3новые25%10%0,03
до 5 лет1,5
свыше 5 лет2
Бензиновые от 2200 до 3000 см3новые25%10%0,06
до 5 лет2
свыше 5 лет3
Бензиновые свыше 3000 см3новые25%10%0,1
до 5 лет3
свыше 5 лет3,5
Дизельные до 1500 см3новые25%10%0,02
до 5 лет1,25
свыше 5 лет1,5
Дизельные от 1500 до 2500 см3новые25%10%0,03
до 5 лет1,75
свыше 5 лет2
Дизельные свыше 2500 см3новые25%10%0,1
до 5 лет2,5
свыше 5 лет3,25

 Ставки транспортного сбора с владельцев легковых автомобилей*
Категория ТС, объем двигателя, см куб.Ставка налога, грн. за 100 см куб. Сумма налога для ТС свыше 8 лет, грн.
новыеб/у, до 8 летб/у, свыше 8 лет 
До 100035100700–1000
1001–1500452002000–3000
1501–1800573004500–5400
1801–250010125009000–12500
2501–3500253075018750–26250
3501 и больше4045100035000–60000**
* Действующие, при первой регистрации в Украине ** Для автомобиля с объемом двигателя 6000 см куб.

Сергей Матусяк, по материалам «круглого стола» в редакции «Аргументы и Факты в Украине»
Фото Андрея Яцуляка