X

Профессия – продавать

Менеджер, или продавец – первый, кто встречает потенциального покупателя в автосалоне. Именно от него зависит начальное впечатление о марке в целом, качестве обслуживания, работе представителей всего бренда. Кто же является его «лицом» в салоне и как им стать?

Менеджер, или продавец – первый, кто встречает потенциального покупателя в автосалоне. Именно от него зависит начальное впечатление о марке в целом, качестве обслуживания, работе представителей всего бренда. Кто же является его «лицом» в салоне и как им стать?

Менеджер, или продавец – первый, кто встречает потенциального покупателя в автосалоне. Именно от него зависит начальное впечатление о марке в целом, качестве обслуживания, работе представителей всего бренда. Кто же является его «лицом» в салоне и как им стать?

Менеджер по продажам автомобилей обязан не только познакомить клиента с товаром, но и убедить в необходимости приобретения именно этой машины. Если это удалось – еще и оформить все нужные документы. Каждый клиент хочет внимательного и уважительного отношения к себе со стороны продавца. Именно поэтому работодатели так скрупулезно подходят к подбору персонала.

Менеджер по продажам сопровождает клиента от первого визита до выезда автомобиля из салона.

Кто достоин?

Общие требования во всех крупных компаниях примерно одинаковы: возраст 23–35 лет, обязательное высшее образование и общее представление об автомобилях. И это, пожалуй, все. Остальное – начиная со специальности, указанной в дипломе, и заканчивая опытом работы на аналогичной должности – зависит от политики компании. Одни отдают предпочтение только кандидатам, получившим образование в сфере автобизнеса или менеджмента, с опытом работы не менее 2-3 лет и таким же водительским стажем. Других прежде всего интересуют личностные качества человека: способность слушать и слышать собеседника, умение расположить клиента к себе, убедить его и быть вежливым. Если кандидат соответствует этим требованиям, то его специальность в дипломе уже не имеет такого большого значения. Что же касается опыта работы, то большинство автодилеров, особенно входящих в крупные корпорации, все чаще склоняются к тому, чтобы воспитывать кадры внутри организации.

Для этих целей разрабатываются специальные обучающие программы и тренинги как для уже действующего персонала, так и для подготовки будущего. Существуют, например, различные студенческие программы, где с молодежью начинают заниматься с 3-4 курса. Некоторые холдинги заключают договора с вузами о прохождении студентами практики на предприятии с последующим их трудоустройством.

За 2-3 года работы из консультанта по продажам машин можно вырасти до главного менеджера отдела.

Зарплата и карьера

Назвать размер заработной платы среднестатистического менеджера по продажам автомобилей практически невозможно. Уровень дохода в первую очередь зависит от компании, в которой работает человек. Другие весомые факторы – стаж, опыт работы сотрудника и, конечно же, его успешность. Заработки любого менеджера состоят из фиксированной зарплаты (ставки) и процента от выторга в течение месяца.

На продвижение по служебной лестнице могут рассчитывать способные молодые люди со здоровыми амбициями и четко определенными целями. За 2-3 года плодотворной работы реально достичь некоторых успехов. Например, из консультанта по продажам автомобилей вырасти до главного менеджера отдела. А если компания активно развивается, еще за несколько лет можно стать директором автосалона.

Бонусы

Дополнительным преимуществом работы в той или иной организации является система бонусов для персонала. Многие компании готовы оплачивать медицинское обслуживание (страховку), посещение спортивного зала, организацию внутрифирменных соревнований, бассейн, прививки и другое. Среди социальных благ – выплаты за выслугу лет, затраты на мобильные разговоры, скидки на приобретение товаров, реализуемых на предприятии, льготное или беспроцентное кредитование. Правда, молодому сотруднику поначалу все это может оказаться недоступным. Социальный пакет, как правило, тем шире, чем больше стаж работы сотрудника и выше должность.

 Мнения  

Лариса Якубовская
Директор по персоналу корпорации «Богдан»

Наш холдинг динамично развивается, открываются новые точки продаж, поэтому мы заинтересованы в новых перспективных кадрах. Корпорация заключила договор с транспортным университетом, и ребят 3-4 курсов этого вуза направляют к нам на практику. Часть из них остается работать. Впрочем, как показывает опыт, чаще наилучших результатов добиваются те молодые люди, которые приходят к нам по собственной инициативе. С развитием рынка и ростом спроса продавать автомобили стало легче, для этого уже не нужно обладать особым искусством. Часто клиент приходит сам и конкретно говорит о выборе автомобиля. Менеджер лишь оформляет покупку. В связи с этим наблюдается тенденция некоторого снижения критериев при отборе кадров. Прежде всего менеджер должен быть презентабелен, в некоторой степени артистичен и, безусловно, коммуникабелен. Очень большую роль играют также трудовая дисциплина и компетентность.

Ольга Глушко
Региональный управляющий по персоналу МАХ «Атлант М» в Украине

Есть в человеке черты характера, которые сложно отнести к объективным критериям при отборе менеджера по продажам. Это так называемое супержелание совершить продажу. В процессе беседы с соискателем на должность его очень трудно выявить. Поэтому для максимально результативного отбора персонала мы используем метод поведенческого интервью, позволяющий минимизировать ошибки.

Сегодня приоритет нашей кадровой политики – внутренний рост и развитие людей. Все сотрудники отделов продаж регулярно проходят обучение: по продукту, в т. ч. по мере изменения и появления нового в продаваемых марках автомобилей, по программам общеразвивающего характера, много времени уделяется расширению знаний и умений, связанных с их предпринимательскими способностями, бизнес-кругозора. В настоящее время мы реализуем программу «Набираем высоту». Она позволяет внешним и внутренним кандидатам спланировать профессиональную карьеру на определенный период времени. Помимо этого, мы ежегодно контролируем среднюю заработную плату по предприятию – она растет в пределах 10%. По сравнению с рынком труда в целом и по отрасли средний уровень зарплаты в холдинге на 20–25% выше.

Екатерина Кухаренко
Эксперт по персоналу корпорации «АИС»

При поиске менеджеров по продажам автомобилей мы отдаем предпочтение кандидатам, у которых есть опыт работы в автобизнесе и знания его специфики. Также обязательно знать техническое устройство автомобиля. В нашей корпорации есть несколько вакансий: менеджера по продажам автотранспорта в автосалоне, по корпоративным продажам, спецтехники и др. Требования, предъявляемые к кандидатам на указанные позиции, разнообразны и учитывают специфику деятельности каждого. Ведется работа с перспективной молодежью: в мае этого года успешно завершился проект по сотрудничеству со студентами. Группа талантливых ребят, пройдя стажировку, была принята в штат корпорации. Новый работник закрепляется за наставником, который вместе с его непосредственным руководителем и профильными специалистами дирекции по персоналу центрального офиса помогает быстро войти в курс дела, адаптироваться в коллективе и понять корпоративную культуру «АИС».

Евгений Кучерявенко
Фото автора и из архива редакции