Российские автопроизводители с 1 января 2014 года обязаны платить утилизационный сбор наравне с импортерами. Между тем, правительство утвердило порядок взимания утильсбора с отечественных автозаводов.
Российское правительство ввело утилизационный сбор с 1 сентября 2012 года после вступления в ВТО. Новая мера компенсировала снижение ввозных пошлин на автомобили, однако компании, производящие автомобили в России, могли взять на себя обязательства по дальнейшей их утилизации и сбор не платить. Это вызвало критику со стороны ЕС и других членов ВТО, посчитавшего льготы для российских автозаводов противоречащими нормам ВТО.
Осенью прошлого года конфликт между Россией и ЕС перешел в судебную стадию: ЕС потребовал от ВТО создать специальную группу экспертов-арбитров, которые начнут разбирательство о соответствии сбора нормам ВТО. При этом даже подписанный Владимиром Путиным закон, который с 2014 года обязывает российских автопроизводителей платить сбор наравне с импортерами, не стал для европейцев поводом к отзыву своих требований. Еврокомиссар по торговле Карел Де Гюхт заявлял, что механизм взимания сбора с российских заводов «необходимо рассмотреть в действии, прежде чем делать выводы».
По данным Минфина, только в 2014 году на уплате утилизационного сбора работающие в России автокомпании потеряют 118,9 млрд. рублей, а за три года – 383 млрд. рублей. По информации ЕС, ежегодно иностранные производители, уплачивая утилизационный сбор, пополняют российский бюджет на 1,3 млрд. евро (около 58,5 млрд. рублей).
Между тем, чтобы компенсировать отечественным автопроизводителям расходы от сбора, правительство решило субсидировать производство экологичных автомобилей, энергозатраты, сохранение рабочих мест и научные разработки. По такой схеме заводам может возвращаться до 100 млрд. рублей в год. В конце октября Минпромторг представил четыре проекта компенсации расходов, но пока государство так и не разработало критерии и сроки их получения.