X

Считаем проценты

Автокредитование: в этом году выгоднее, чем в прошлом.

Автокредитование: в этом году выгоднее, чем в прошлом.

В этом году выгоднее, чем в прошлом, брать кредиты в гривне – ставки в родной валюте уменьшатся. Кроме того, эксперты прогнозируют увеличение сроков кредитования на новые и б/у авто, а также улучшение условий предоставления займов на подержанные машины.

Один из стимулов 46-процентного роста рынка новых автомобилей в Украине – увеличение объемов выданных автокредитов. Процентные ставки по автокредитам в гривне в прошлом году снизились. Это позволило экспертам заговорить о возможном появлении в Украине услуги рефинансирования автокредитов (то есть перекредитования ранее выданного займа в другом банке на более выгодных условиях). Подобную услугу уже предлагают банки России, пользуются ею и люди, взявшие несколько лет назад займы на недвижимость под более высокие проценты.

В этом году возможно некоторое удешевление кредитов. «Уменьшения процентных ставок по автокредитам следует ожидать в рамках общего их снижения по всем программам розничного кредитования», – говорит Дмитрий Замотаев, заместитель начальника управления розничного банкинга ОАО АБ «Укргазбанк».

Б/у – тоже в кредит

По мнению большинства экспертов, опрошенных «АЦ», снижение ставок по автокредитам особенно заметно коснется подержанных автомобилей. «Ниша кредитования новых машин уже достаточно плотно заполнена, поэтому новые игроки на этом рынке идут в сегмент подержанных авто, – говорит Александр Седых, финансовый директор компании «Простобанк Консалтинг». – Конкуренция усиливается, что уже в этом году приведет к снижению процентных ставок по кредитам для покупки б/у авто в среднем на 1% годовых». Еще более оптимистичны некоторые банкиры. «Вероятно, процентные ставки по кредитам на б/у авто в течение года снизятся на 2-3%. Во многом это зависит от роста конкуренции в данном сегменте рынка и востребованности данной услуги», – отмечает Алексей Таран, руководитель по продажам проекта автокредитования «Дельта Банка».

В 2008 году перечень банков, кредитующих покупку б/у авто, существенно расширится, а кредитные ставки могут снизиться.

С 2008 года предполагается рост объемов кредитования подержанных автомобилей. «Мы считаем данный сегмент кредитного рынка высокоперспективным, поскольку количество перепродаж б/у авто приблизительно равно числу продаж новых машин. Кроме того, на вторичном рынке Украины с каждым годом все больше «молодых» автомобилей хорошего качества», – говорит Алексей Таран. Именно на них людям и потребуются кредитные ресурсы. Впрочем, пока неизвестно, будут ли банки снижать размер первоначального взноса (сегодня это 20–30% стоимости авто).

Кредит на б/у автомобиль можно получить далеко не везде. По данным компании «Простобанк Консалтинг», займы такого рода предоставляют только 16 из 50 крупнейших банков, в то время как покупку новых машин кредитуют 40. Но в текущем году список банков, выдающих кредиты на подержанные авто, расширится.

В гривне – все выгоднее

С начала 2007 года средняя процентная ставка по автокредитам снизилась на 1,5% годовых в гривне и поднялась на 0,2% в долларах США. В перспективе гривневые кредиты продолжат дешеветь, а долларовые – дорожать. Это объясняют стремлением Нацбанка уменьшить долларизацию экономики, в том числе убрать значительный «перекос» кредитного портфеля в сторону валютных займов. Впрочем, о займах в иностранной валюте не забудут. «В ближайшие 2-3 года банки не откажутся от кредитования в долларах. Это связано со сложившимися в Украине стереотипами, особенно в регионах, хотя брать кредиты в гривнях все же выгоднее, чем в долларах, – говорит Алексей Таран. – Ведь большинство украинцев получают зарплату в национальной валюте, поэтому при погашении кредита не будут терять деньги на конвертации».

В целом по рынку средние эффективные кредитные ставки на авто в течение 2007 года снизились на 1,5% в гривне и поднялись на 0,2% в долларах.

Сроки растянут

На рынке автокредитования преимущественно предлагаются займы для частных клиентов на срок от 3 до 7 лет. Однако в 2007 году сделана первая попытка увеличить его до 10 лет. Принимая во внимание опыт развитых европейских стран, где автокредиты предоставляются именно на такой период, можно предположить, что в ближайшие годы сразу несколько украинских банков выйдут на рынок с аналогичным предложением. «В условиях все возрастающей конкуренции в данном сегменте рынка увеличение сроков кредитования является одним из возможных способов расширения клиентской базы банка. Причем увеличение срока кредитования будет выполнять скорее маркетинговую функцию в продвижении продукта, поскольку кредитование на 8–10 лет предполагает ряд ограничений, как минимум на первом этапе работы данного предложения», – говорит Дмитрий Замотаев. Например, такие сроки могут устанавливаться только для иномарок и вряд ли возможны для автомобилей производства стран СНГ и Китая. Кроме того, «длинные» кредиты не очень выгодны заемщику, так как величина их срока напрямую влияет на удорожание продукта, даже если процентная ставка ниже, чем на «короткие». Например, купленная в кредит на 10 лет машина иностранной сборки стоимостью 100 тыс. грн. при стандартном способе погашения кредита подорожает примерно на 75%. В то же время клиент выигрывает за счет того, что ему можно будет вносить меньшие ежемесячные платежи по кредиту.

Услуги – на месте

Условия автокредитования в разных банках мало чем отличаются, поэтому на первый план выходят особенности предлагаемых услуг, придающие им уникальность по сравнению с предложением банков-конкурентов. Уже сегодня банки предоставляют так называемые пакетные автокредиты, которые включают в себя все сопутствующие платежи, кредиты с отсрочкой погашения задолженности, по программе trade-in и др. Появилась возможность заполнения заявки на предоставление кредита на авто прямо в автосалоне, через Интернет либо по телефону в режиме он-лайн. Впрочем, речь в данном случае идет лишь о декларированном желании получить займ, а для получения кредита все-таки придется зайти в отделение банка. Но увеличение числа кредитных менеджеров в автосалонах скоро позволит клиенту не делать и этого.

 Мнения экспертов  

Александр Седых
Финансовый директор компании «Простобанк Консалтинг»

Прошлогодний застой на украинском рынке ипотечного кредитования привел к активизации сегмента кредитования автомобилей. Снижение объемов ипотеки поспешили компенсировать с помощью автокредитов. Все больше банков будет предлагать кредиты на подержанные авто. В прошлом году наблюдалось снижение ставок по кредитам для покупки новых авто в среднем на 1,5% годовых. В следующем году столь существенного снижения ожидать не приходится, однако ставки уменьшатся приблизительно на 0,5-1%. Особенно это будет заметно во второй половине 2008 года – зарубежные финансовые рынки уже успеют восстановиться после ипотечного кризиса в США, и заемные средства для наших банков станут дешевле. Пока же валютные кредиты продолжают незначительно дорожать на фоне небольшого удешевления гривневых, а некоторые банки даже временно приостановили выдачу автокредитов в долларах. Вот почему такие кредиты сейчас лучше брать в гривне.

Дмитрий Замотаев
Заместитель начальника управления розничного банкинга «Укргазбанка»

Повышение процентных ставок по валютным автокредитам – это, в первую очередь, реакция банков на действия НБУ по дедолларизации экономики Украины и увеличению размера резервирования по валютным кредитам. Кроме того, основные игроки на рынке розничного кредитования начали уделять повышенное внимание существующей диспропорции сформированных кредитных портфелей, в которых наблюдается значительный «перекос» в сторону валютных займов – до 80%. Это увеличивает незащищенность банков от валютных рисков. Поэтому банки параллельно с увеличением процентных ставок по валютным кредитам провели довольно значительное снижение процентных ставок по кредитам в национальной валюте.

Татьяна Матычак
Фото автора и Сергея Кузьмича