Снижение акциза на б/у иномарки обрушит гривну – мнение

Аналитический центр международного автомобильного холдинга «Атлант-М» провел аналогию возможного снижения акциза на подерженные автомобили с подобной ситуацией в Беларуси. Результат сравнения печальный – ввоз в нашу страну миллиона подержанных иномарок из Европы может стать причиной еще больше девальвации гривны и закрытию многих отечественных банков.

17

Участники и эксперты автомобильного рынка Украины уже достаточно подробно прокомментировали некоторые последствия ожидаемого резкого снижения акцизов на подержанные автомобили на 2016-2017 гг. Это многократное падение легального автомобильного рынка, окончательная остановка всех сборочных производств автомобилей в Украине, сворачивание работы официальных импортеров и дилеров, ввоз в Украину большого количества «автохлама» из Европы. Но есть еще более интересный аспект проблемы – макроэкономический, говорится в сообщении аналитического центра холдинга «Атлант-М» (он ведет бизнес в Беларуси, России и Украине).

Вначале небольшой эпизод из истории соседнего автомобильного рынка – белорусского. С 1 января 2010 г. в Беларуси в связи со вступлением в Таможенный Союз были резко увеличены (унифицированы с российскими) ставки пошлин на импорт автомобилей для юридических лиц. При этом для физических лиц был установлен льготный переходный период сроком на полтора года – до 1 июля 2011 г. пошлины для них не увеличивались.

По мере приближения этой даты ввоз автомобилей из Европы физическими лицами возрастал лавинообразно. При обычном объеме импорта порядка 100 тыс. подержанных иномарок в год только за первое полугодие 2011 г. было ввезено около 200 тыс. автомобилей. В последние месяцы импорт фактически был ограничен лишь пропускной способностью таможни и служб регистрации автомобилей. В течение шести месяцев 2011 г. на импорт подержанных автомобилей граждане Беларуси вывезли из страны порядка 2 млрд. долларов. Для этого физические лица конвертировали в валюту свои рублевые сбережения, снимали банковские вклады в рублях и в валюте, брали рублевые кредиты и также конвертировали в валюту.

Уже в марте 2011 г. курс белорусского рубля рухнул. В течение нескольких недель были введены всевозможные ограничения на конвертацию, возникла множественность валютных курсов, значительные проблемы возникли у участников внешнеэкономической деятельности, многие банки задерживали выдачу депозитов. Ситуацию удалось стабилизировать лишь в сентябре, но за это время официальный курс доллара вырос с 3 тыс. до 9 тыс. белорусских рублей – втрое. При этом в 2011 году внешнеэкономическая ситуация для Беларуси в целом была благоприятна, у основного экономического партнера- России – шел рост экономики, а российский рубль укреплялся к доллару.

В Украине последствия окажутся намного хуже. Во-первых, в Беларуси до упомянутого повышения пошлин они в течение многих лет были на низком уровне, цены на автомобили также были низкими, и автопарк быстро обновлялся. В Украине сейчас ставки пошлин и акцизов на подержанные автомобили достаточно высоки, а потребность в обновлении парка автомобилей колоссальна.

Действительно, в 2006-2008 гг. рынок новых автомобилей составлял в среднем 550 тыс. штук в год. В 2009-2013 он обрушился до средних значений около 200 тыс. в год, а в 2014-2015 – еще в несколько раз. По самым скромным оценкам, накопленная нереализованная потребность в обновлении парка у украинских автовладельцев (многие из них когда-то купили новый автомобиль, но не смогли его поменять за эти годы из-за падения доходов) – порядка 1,5 млн. автомобилей.

Представим ситуацию, при которой в Украину в течение двух лет действия низких ставок акцизов будет импортировано хотя бы 1 млн. подержанных автомобилей (по 500 тыс. в год). Естественно, значительная часть из них будет малолитражками среднего возраста около 5 лет, но многие ввезут и автомобили подороже. Суммарный объем вывоза валюты можно оценить как минимум в 7-8 млрд. долларов.

Для сравнения, на 1.12.2015 все валютные банковские депозиты населения в Украине составляют около 9 млрд. долл. (в начале 2014 г. было 23 млрд. долл.) Депозиты в гривне в пересчете на валюту – еще около 7,5 млрд. долл. (было 32 млрд. долл.) Отток существенной части этих депозитов окончательно обрушит ресурсную базу банков и приведет к цепной реакции банкротств в банковской системе.

Кроме того, емкость финансового рынка Украины сейчас настолько низка, что даже кратковременный скачок спроса на валюту приводит к значительным колебаниям курса гривны. Здесь же речь пойдет о долгосрочном росте спроса на валюту, который можно будет удовлетворить только постоянными валютными интервенциями НБУ. Все золотовалютные резервы Украины сейчас – около 13 млрд. долларов, но из них на поддержку валютного рынка направить можно лишь небольшую часть – остальное необходимо для обслуживания внешнего долга. Поэтому очередной обвал гривны станет неизбежным.

Рассчитывать на сильное пополнение государственной казны за счет акцизов при этом не приходится. По предлагаемому законопроекту акцизный сбор для автомобиля с популярным объемом двигателя 1,4 л. старше 5 лет составит всего 88 евро (сейчас для автомобилей старше 5 лет – 2465 евро, до 5 лет – 1914 евро). Для автомобиля с двигателем 2 л. будет 534 евро (сейчас 4882 и 3286 евро соответственно). Вероятно, 200-300 миллионов евро за два года в бюджет поступит, но это неизмеримо мало по сравнению с негативными эффектами.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





  • Alex

    Законопроект слишком стремно прописан….Во первых нет четкого понимание кто и как будет при ввозе контролировать соответствие ЕВРО 5… А это повод развития коррупции. В Европе Автомобили 3-4 лет соят не на много меньше чем у НАС…..(15% от силы) …. а Вот авто более 8 лет там стоят дешево…… Но если их привозить нельзя в Чем фишка этого закона?

    • Alex

      В Общем закон полумертвый, как для людей так и для страны…. Нужно просто НА НОВЫЕ АВТО сделать нормальные приемлемые цены – снизив Акциз и прочие поборы…. Сделав покупку Авто в гривне с мин % при кредите

      • Александр Елисеев

        У наших людей нет денег на новые авто! А вот взять авто 2010 года в Польше и растаможить при новом законе – вполне реально и обойдется нормальное авто дешевле того же нового ланоса…

  • Kisa Vorobei

    Не нужно пугать и врать.Капитал 7-8 млрд дол.если он предназначен для приобретения авто на украинский рынок не попадет.За них ЗАЗ никто не купит и не надейтесь.В людей появится работа и возможность ездить на безопасных авто.Сколько часов теряется для ремонта хлама в гаражах и т.п.Наполнение бюджета улучшится ,только не по вашим схемам.Рубль в Беларуси девальвировал не только из за авто.

  • Grigoriy Shevchenko

    А вы умножте розтаможку на 100, тогда долар= 0,25 грн – УРА слава яценюку

  • Грамотей

    неужели есть лохи, которые поведутся на этот заказной бред? барыги всеми способами пытаются удержатся на плаву распуская в сми подобные говновбросы.

    • Oleksij

      Хватит лохов, которьіе будут брать ґривневьіе кредитьі, чтоб купить валюту, и привезти в страну металлолом на колесах.
      Потом будут возмущаться, власть не удержала курс.

  • Не местный

    Расходимся-нас наипали !

  • Waldek

    Бредятина… Тогда сделайте анализ когда в ПОльше после вступления в ЕС в 2004 с мая по декабрь увезли более миллиона авто практически без растаможки. И злотый не упал и новые машины производят .))))))

  • Waldek

    Лично завез vw polo 1.9sdi и оформил растаможку с годовой страховкой за 2040 злотых( около 500евро)

  • Богдан Бандурович

    А еще отмена поборов с ввоза бу авто с европы побудит 20 волн мобилизации, ядерный удар россии по парагваю, метеоритный дождь, потепление климата на катастрофические +10 градусов и прочие катаклизмы. Не-не, отменять нельзя, точно говорю.

  • Прохожий

    Очередная заказуха от Матусяка.

  • Shkurat_Sanja

    Звучит как мнение одного известного экономического “эксперта”: “Снижение стоимости нефти до 80-ти долларов за баррель обрушит мировую экономику”

  • Loky Ace

    Да,да,да…
    Трясичуху с метеоризмом на три поколения каждому не купившему *тАЗ, забыли упомянуть…