X

Старожилы украинского автобизнеса: Все те же лица

Выход в 1997 году нового автомобильного издания «Автоцентр» был неслучайным. В то время «любительский» автомобильный бизнес начинал превращаться в цивилизованный. Как все происходило, нам расскажут «старожилы» отечественного автобизнеса, которые работали и работают над его развитием.

Выход в 1997 году нового автомобильного издания «Автоцентр» был неслучайным. В то время «любительский» автомобильный бизнес начинал превращаться в цивилизованный. Как все происходило, нам расскажут «старожилы» отечественного автобизнеса, которые работали и работают над его развитием.

Выход в 1997 году нового автомобильного издания «Автоцентр» был неслучайным. В то время «любительский» автомобильный бизнес начинал превращаться в цивилизованный. Как все происходило, нам расскажут «старожилы» отечественного автобизнеса, которые работали и работают над его развитием.

Тариэл Васадзе

1997
Председатель АО «Украинская Автомобильная Корпорация»

2012
Почетный Президент АО «Украинская Автомобильная Корпорация»

В первую очередь хотелось бы отметить, что за последние 15 лет украинский автобизнес стал намного цивилизованней. Существенно изменилась культура автомобильных продаж, технологии стали официальными и открытыми, сетевая торговля приобрела организованный характер, повысились стандарты обслуживания клиентов. Вместе с эволюцией украинского автомобильного рынка на концептуально новый уровень развития вышла и Корпорация «УкрАВТО», руководителем которой я являюсь уже более 20-ти лет. В середине 90-х это были СТО и автосалоны советского образца, где трудилось около 4 тысяч человек. Нынче наша компания обеспечивает рабочими местами около 32 тысяч людей, а дилерская сеть включает в себя более 400 современных автоцентров и фирменных сервисов. Сегодня Корпорация «УкрАВТО» – главный игрок на украинском автомобильном рынке и крупнейший автопроизводитель в стране. Но, к сожалению, в Украине до сих пор не созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций в автомобильную отрасль. В наше время национальный автопроизводитель вынужден работать в условиях неравной конкуренции. Продавать свои авто внутри страны при существующей системе налогообложения и сильнейшем давлении импортной продукции становится все сложнее.

Ольга Гуцал

1997
Генеральный директор компании «Камион-Оил»

2012
Генеральный директор компании «Камион-Оил»

В то время, как и сейчас, я работала Генеральным директором, но занималась другими вопросами. Тогда мне очень нравилось слово «генеральный», я и на самом деле решала все проблемы на фирме. Сейчас продолжаю руководить той же компанией, но делаю это совершенно по-другому. Я не знаю 80% того, что происходит в компании, потому что за многое отвечают другие люди – умные, прекрасные, умеющие, которым я полностью доверяю. Меня не интересует, как они это делают, мне нравится результат, мне нравится доверять. Чем больше я работаю с этими людьми, чем дольше живет компания, которую мы когда-то придумали, тем большую гордость за них я испытываю. В 1997 году я получала удовольствие от денег, потом стала наслаждаться работой, сейчас меня радуют мои сотрудники. Это реальное изменение. 15 лет назад в автобизнесе работали люди, которые разбирались в мелочах, сегодня здесь больше системных менеджеров. Они уже не так любят продукт, который продают, они работают за деньги. В 1997-м радости от победы было больше. Сегодня – это конкуренция систем, это другой бизнес. Наверное, мы обязательно должны были прийти к другому бизнесу и наверняка он более правильный.

Виталий Джуринский

1997
Директор компании «Укравтотехресурсы»

2012
Учредитель и Президент компании «ВиДи Груп»

В 1994–1997 годах мы создавали «ВиДи Груп». Начинали с продажи запчастей и комплектующих для автомобилей. Тогда же начал формироваться костяк команды, которая сегодня руководит различными направлениями нынешней ГК «ВиДи Груп». Уже в то время мы ставили перед собой задачу быть первыми на данном рынке. Принцип «Никогда не занимайся тем бизнесом, где ты не планируешь стать лидером» помог нам добиться нынешних результатов. Сегодня я возглавляю группу компаний «ВиДи Груп», которая представляет логистику, автомобильный бизнес, страхование и финансовые услуги, девелопмент. Такой союз дает синергический эффект, позволяя сохранять эффективное управление. Мы создали два автогородка «ВиДи АвтоСити» – в Киеве и Одессе, в состав которых входит 14 дилерских центров 11 мировых брендов. От автобизнеса 15-летней давности нынешний отличается значительным ужесточением конкуренции. Если в то время рынок рос быстрыми темпами, то в последние годы наблюдается спад, вызванный мировым финансовым кризисом. За 18 лет существования «ВиДи Груп» нам удалось трансформировать кризис в новые возможности, найти нестандартные смелые решения и выйти на передовые позиции среди автомобильных компаний Украины.

В 1997 году радости от победы было больше. Сегодня – это конкуренция систем, это другой бизнес.

Виктор Оранский

1997
Директор львовского филиала корпорации «Укрпроминвест»

2012
Генеральный директор «Хюндай Мотор Украина»

В автобизнесе я около 20 лет, а в 1997 году руководил львовским филиалом автомобильного направления корпорации «Укрпроминвест». Тогда мы с коллективом в десять человек продавали в регионе автомобили ГАЗ, ВАЗ, УАЗ, ЗИЛ, Subaru и Kia. Всего лишь два года меня отделяли от начала работы с моей самой любимой маркой – брендом Hyundai. На сегодняшний день в компании «Хюндай Мотор Украина» работает более 100 человек, и мы все вместе делаем одно важное дело – не просто продаем автомобили, мы ежедневно совершенствуемся в построении отношений с нашими клиентами. В нашем столь быстро меняющемся и динамичном мире автобизнес, как и любая другая отрасль, претерпел серьезные изменения. И главное изменение, на мой взгляд – это переход от архаичности к цивилизованности. Система, в которой долгое время существовал автобизнес, была настолько «осоветчена», что в ней не было места инновациям и развитию. Тем не менее, за последние 20 лет автобизнес обрел современные цивилизованные рамки (сервис, гарантия и т. д.), которые приветствуются клиентом и позволяют ему чувствовать себя комфортно не только от самого процесса приобретения автомобиля, но и послепродажного обслуживания.

Роман Кузьмин

1997
Генеральный директор «Нико-Киев», официального дилера Mitsubishi Motors в Киеве

2012
Руководитель подразделения «SEAT Россия», входящего в состав «Фольксваген Груп Рус»

15 лет назад автобизнес в Украине переживал романтический период, ведь конкуренции практически не было. Мы реализовывали автомобили через австрийского дистрибьютора, причем в основном это были продажи одной модели – Mitsubushi Pajero. Коллектив был немногочисленным. Люди работали продавцами, перегонщиками авто и таможенными агентами одновременно. Нас никто ничему не учил, все автомобильные университеты заканчивали, основываясь на собственном опыте. До недавнего времени я был директором по продажам КИА «Моторс Россия», управлял 160-ю дилерами. За 2011 год мы продали 154000 автомобилей. Сейчас возглавляю «SEAT Россия». Испанский бренд приступает к реализации агрессивной программы развития и продвижения на российском рынке. Главное отличие работы в то время и сегодня – качество. Качество подготовки персонала, процессов внутри автомобильных компаний. Тогда мы не знали того, без чего современный автобизнес просто невозможен! Что такое CR, как удовлетворить клиентов, как правильно вести покупателя от первого посещения салона, проведенного тест-драйва до выдачи автомобиля! Стимул простой – острая конкуренция.

С приходом четких и прописанных процессов потерялась душевность, царившая когда-то в автобизнесе.

Богдан Кульчицкий

1997
Генеральный директор компании «Виннер Форд Киев»

2012
Генеральный директор компании «Виннер Импортс Украина»

Автобизнес 15 лет назад был совсем другим. 1997 год – 6 лет независимости Украины. Молодое государство только начинало развивать экономику, а мы, его ровесники, трудились над развитием и завоеванием отечественного авторынка. Это были тяжелые времена. Вся экономика сосредоточилась вокруг Киева, другие регионы страны практически не развивались. Законодательная база была чрезвычайно шаткой, законы – малоизученными и очень часто менялись. Не было возможности легко конвертировать деньги. Рынок был очень маленький, официально были представлены не все те автобренды, которые борются за потребителя сейчас. В нашем портфеле был один бренд – Ford. Дилерская сеть не существовала как таковая. Сегодня украинский рынок входит в первую десятку в Европе, и с каждым годом он все больше развивается. Вместе с авторынком наша компания трансформировалась в крупного мультибрендового импортера Ford, Jaguar, Land Rover, Volvo и Porsche, она имеет мощную дилерскую сеть из 63-х дилерских центров. Здесь работают более 500 ярких, образованных, интеллектуально развитых личностей, профессионалов, которые являются будущим фирмы и составляют основу нашей компании.

Вячеслав Поврозник

1997
Директор дилера Ford в Киеве компании «Виннер Форд Киев»

2012
Заместитель председателя Правления корпорации «УкрАВТО» по продажам автомобилей и развитию дилерской сети

Бизнес того времени был интересным, но малопредсказуемым. Это сейчас у нас есть статистика продаж за длительный период, базы данных, аналитика, результаты многочисленных исследований рынка и т. д., по которым можно строить планы, развивать стратегии поведения на рынке и вывода новых моделей. 15 лет назад планирования как такового не было, все основывалось либо на интуиции, либо на планах закупок крупных клиентов. Сегодня, когда я отвечаю за модельный ряд 16-ти брендов крупнейшей в стране корпорации по производству и продаже автомобилей, без таких данных было бы невозможно работать. В сферу моей деятельности входит формирование портфеля брендов и модельного ряда, которые продаются в корпорации, их развитие, я слежу за их прибыльностью. Нынче требуется совсем другой уровень профессионализма, и работать стало намного интереснее. Я веду переговоры с продавцами, крупнейшими мировыми автопроизводителями, понимаю их общие интересы и противоречия и в то же время стараюсь удовлетворить запросы украинских потребителей. Все это требует колоссального опыта, знаний и системного подхода. Думаю, что в годы становления украинского автобизнеса подобные задачи решить было невозможно.

Tолько те, у кого были мечты, стремления, амбиции, остались на рынке, сделали существенный рывок в развитии, достигли больших результатов и продолжают работать.

Василий Поляков

1997
Зам. директора компании «Автоинвестстрой»

2012
Председатель Наблюдательного совета Группы компаний «АИС»

Начиная с 1992 года, моя профессиональная жизнь связана с одной компанией – Группой компаний «АИС». Если «закрыть глаза» на трудности ведения бизнеса в 90-х, то самое существенное отличие в подходе к работе – это отсутствие дальновидности. 15 лет назад большинство бизнесменов жили «одним днем», получали «быстрые и легкие деньги». Но только те, у кого были мечты, стремления, амбиции, остались на рынке, сделали существенный рывок в развитии, достигли больших результатов и продолжают работать. Другой аспект – это покупатель. В 90-х годах автомобиль продолжал оставаться «роскошью», выбор марок и моделей был невелик, качественный доступный сервис отсутствовал, о высоких технологиях еще и понятия не было. Сегодня никого не удивишь возможностью записаться на тест-драйв или на СТО через Интернет, круглосуточной поддержкой клиента или приемкой на СТО. Постоянно открываются новые дилерские центры, автосалоны, СТО. Так, в Группе компаний «АИС» – 35 автоцентров, около 20 брендов, два производственных предприятия. Это дает нам уверенность в своих силах даже при жесточайшей конкуренции на авторынке, в которой победят наиболее достойные компании, лучше других понимающие и чувствующие клиента.

Александр Тимофеев

1997
Генеральный менеджер импортерской компании «Виннер Импортс Украина»

2012
Генеральный директор компании «АВТ Бавария» (BMW, MINI, Rolls-Royce, ALPINA), «АВТ Британия» (Aston Martin)

В 1997 году я отвечал за дистрибьюторскую компанию, за поставку запчастей и автомобилей Ford в Украину. В моем подчинении было около 35 человек. Даже не вспомню, какими суммами я оперировал, так как это было очень давно. Помню, что достаточно много машин мы продавали оптом таким компаниям, как Coca-Cola и Philip Morris. Сегодня я – Генеральный директор импортерской и дилерской компании, которая реализует в Украине автомобили премиум-брендов – BMW, MINI, Rolls-Royce, ALPINA, Aston Martin. Под моим руководством работают около 300 человек. Задачи, в принципе, не изменились: развивать, продавать и обслуживать – прописные истины. За это время у нас появились новые бренды (MINI, Rolls-Royce, Aston Martin, ALPINA) и открылись новые направления (BMW Motorrad, Husqvarna). Наша компания динамично развивается, мы ставим перед собой амбициозные цели. То время отличается от нынешнего, в первую очередь, масштабами деятельности. Количество продаваемых автомобилей увеличилось на порядок. Нельзя сравнить и масштабы дилерской сети – например, у BMW в 1997 году было всего 5 дилерских центров, а сегодня их – 14. Да и уровень дилерских автоцентров сегодня на порядок выше прежних.

Олесь Шкуратов

1997
Менеджер по продажам Ford компании «Виннер Импортс Украина»

2012
Директор по маркетингу Peugeot в Украине

То, что происходило в 1997 году, трудно назвать в полной мере автобизнесом. Покупательная способность населения была невысокой, конкуренции в обычном понимании этого слова еще не существовало, и даже инфраструктура, необходимая для поддержания растущего парка автомобилей, только начинала развиваться. Я бы сказал, что автобизнес того времени был своего рода малым бизнесом, работавшим в режиме ручного управления. Основная масса потребителей довольствовалась бывшими в употреблении авто, привозимыми из-за границы, кредитования на покупку машин не существовало в принципе и т. д. Сегодня можно сказать, что автобизнес работает в более-менее цивилизованных условиях и с каждым годом становится ближе к западноевропейской модели функционирования. Если в 1997 году главной задачей импортеров было создание доступного ценового предложения, то сегодня многие ориентируются на уровень удовлетворенности клиента и воспринимаемый имидж марки. Так, развивая бренд Peugeot в Украине, мы считаем, что эта марка заслуживает большего внимания украинских потребителей благодаря своим инновационным продуктам, европейскому качеству, яркому дизайну и эмоциональной составляющей.

Станислав Щербина

1997
Генеральный директор «Дженерал Моторс Украина»

2012
Генеральный директор автомобильной группы «Кадиллак Шевроле», президент ВААИД

В автобизнесе я с 1989 года, а с корпорацией General Motors сотрудничаю с 1994-го. В 1997 году в нашей компании работали 105 человек, которые занимались продажей и обслуживанием автомобилей. Это был период становления современного авторынка – он делал первые шаги к цивилизации. Единственным источником информации для автолюбителей были СМИ. «Автоцентр» в этом серьезно помогал. С существующими и потенциальными клиентами приходилось работать намного больше. Продажи наших брендов были на 35–45% больше, чем сегодня, годовые показатели по количеству реализованных машин составляли до 1250 единиц. Нынче ситуация на рынке автомобилей нашей целевой группы сложная, хотя рынок стал намного качест­веннее и профессиональнее. Мы пошли на существенное сокращение работников (сегодня это 53 человека), уровень продаж упал в целом на 65% по сравнению с 1997 годом, хотя потребность рынка очень большая. Причина – множество экономических и законодательных препятствий на рынке, а также приход в Украину производителей – практически 90% брендов в нашей стране управляется дочерними компаниями автоконцернов.

Aвтобизнес работает в цивилизованных условиях и с каждым годом становится ближе к западноевропейской модели функционирования.

Подготовил Сергей Матусяк
Фото из архива редакции