X

СТО, пожалуйте в сети!

В Украине послегарантийное обслуживание автомобилей до сих пор остается неорганизованным, и специалисты компании Bosch предложили новый для нашей страны концептуальный подход к развитию отечественных СТО, который выведет их на европейский уровень.

В Украине послегарантийное обслуживание автомобилей до сих пор остается неорганизованным, и специалисты компании Bosch предложили новый для нашей страны концептуальный подход к развитию отечественных СТО, который выведет их на европейский уровень.

В Украине послегарантийное обслуживание автомобилей до сих пор остается неорганизованным, и специалисты компании Bosch предложили новый для нашей страны концептуальный подход к развитию отечественных СТО, который выведет их на европейский уровень.

Развитие отечественного автомобильного рынка – одно из наиболее динамичных в Европе. Только за 2005 год в нашей стране было зарегистрировано 265 тысяч новых легковушек, еще несколько тысяч ввезено подержанными. Пока машина новая, она обеспечена фирменным сервисом, ведь для сохранения гарантии владельцы новых автомобилей стараются обслуживать их на СТО официальных дилеров. А по окончании гарантийного срока (обычно это 2-3 года, реже – 5-6) автовладельцы зачастую ищут независимую или специализированную СТО, которая сможет обслуживать такую машину. Впрочем, подобные поиски не всегда заканчиваются успешно: современный автомобиль буквально напичкан электроникой, которую без специального оборудования обслужить невозможно. Например, введение в Украине с 1 января 2006 года экологических норм Евро 2 подразумевает, что все новые автомобили должны быть оснащены системами автоматического управления впрыском топлива с лямбда-зондами, а такие системы без специальной техники и обученных специалистов невозможно ни диагностировать, ни починить.

Выбор есть

В Европе эти проблемы решены уже давно, ведь нормы Евро 2 там действуют уже 10 лет. В развитых странах существует несколько видов автосервиса. Первый – фирменные СТО, которые обслуживают новые автомобили определенной марки. Второй – сети универсальных СТО, которые ремонтируют машины любых марок. Третий – сети экспресс-сервисов, где автовладелец может быстро получить услуги по замене определенных узлов, деталей или жидкостей. Более того, законодательство Евросоюза запрещает автопроизводителю «привязывать» владельца к определенной СТО или фирменной сети. Поэтому даже гарантийное обслуживание он может проходить на независимых станциях (Постановление Комиссии ЕС № 1400/2002 от 31.07.2002 г.).

Фирменные сети автопроизводителей в нашей стране достаточно развиты, а сетевые экспресс-сервисы или сети СТО, работающие под брендом оптовиков автозапчастей, практически не представлены. В Европе подобные сети развивают автопроизводители, крупнейшие продавцы и производители автозапчастей. Например, в Германии VW Group развивает сети сервисов stop+go, GM – MasterFit, Renault – RenaultMinute и т. д. В то же время на рынке послегарантийного обслуживания автомобилей существуют сети дистрибьюторов автозапчастей, такие как AutoCrew, 1a, AutoFit, Euro Garage, и сети производителей автозапчастей, такие как Bosch-Service, LuK-Service и другие. Численность СТО в каждой из подобных сетей только в Германии насчитывает несколько сотен. Ведущие менеджеры компании «Роберт Бош Лтд.» Сергей Перехожих и Эдуард Дьяченко уверены, что в Украине также скоро появятся сети станций техобслуживания, работающие под брендом оптовика. Это увеличит конкуренцию, что повлечет за собой повышение качества обслуживания автомобилей.

И бренд, и бизнес-технологии

В нашей стране уже есть крупные оптовики автозапчастей («Автотехникс», «Valmi Automotive», «Автоформула», «Интер Карз», «ОПУС», «Трейд Лайн», «Элит» и т. д.), которые заинтересованы формировать сбыт через сетевые СТО или их объединения. Многие украинские оптовики входят в крупнейшие европейские закупочные союзы, благодаря чему имеют доступ к современным методам развития СТО. В свою очередь, большинство независимых СТО испытывают недостаток современного оборудования, знаний для диагностики и ремонта систем современных автомобилей. С помощью концепции, предложенной компанией Bosch, можно создать сети станций оптовиков (партнерских, собственных, франчайзинговых…) по аналогии с европейским опытом.

Автосервис, который состоит в подобной сети, сможет обучать персонал для проведения сложных работ, постоянно повышать уровень его квалификации, на льготных условиях закупать новейшее оборудование и получать обновления по новым системам автомобилей. Благодаря сотрудничеству с оптовиком СТО сможет покупать запчасти различных брендов, а также получить торговую марку оптовика и его рекламную поддержку. Все это позволит увеличить количество клиентов, расширить спектр услуг, преумножить оборот и прибыль предприятия, получить стабильность заказов и бизнеса в целом.

Уже сегодня в тесном сотрудничестве с Bosch украинские оптовики автозапчастей запустили два проекта развития СТО в области диагностики и ремонта электроники автомобилей с бензиновым впрыском. Несколько сотен отечественных станций техобслуживания смогут бесплатно поработать с диагностическими приборами Bosch KTS, пройти курс обучения. Программа тренингов специально разработана для автоэлектриков. В 2005 году специалисты свыше 60 мастерских прошли курс обучения для автоэлектриков и получили навыки по работе с Bosch KTS.

Если отечественные универсальные СТО заинтересуются такой концепцией, то уже через год-два в Украине появится несколько сетей автомастерских под брендами оптовиков запчастей, где автовладельцы смогут получать качественный сервис.

 Мнение эксперта 

Сергей Перехожих
Директор по продажам отдела автомобильных запчастей и оборудования «Роберт Бош Лтд.»

По нашим подсчетам, в Украине около 1 млн. автомобилей, оснащенных системой впрыска. Только за 2005 год компанией Bosch в Украине было продано более 150 тысяч компонентов бензинового впрыска, с введением Евро 2 объемы существенно вырастут. Но чтобы установить эти компоненты, необходимы не только высокопрофессиональные мастера, но и соответствующее оборудование для диагностики и устранения неисправностей. Система развития сервисных станций, предложенная компанией Bosch, позволит решить проблему обучения персонала, обеспечения современным диагностическим оборудованием, качественными запчастями и технологиями маркетинга и управления СТО.

 Мнение эксперта 

Эдуард Дьяченко
Директор по продажам отдела диагностического и гаражного оборудования «Роберт Бош Лтд.»

Быть универсальной в плане марок и видов работ, независимой и самостоятельной СТО достаточно трудно. Предприятию необходимо подготовить квалифицированный персонал, обеспечить профессиональную организацию технологических процессов, подобрать оборудование, закупить полный спектр автозапчастей, вести собственную рекламную и маркетинговую кампанию. Именно поэтому в мире большинство СТО уже давно работает в партнерстве с автопроизводителем, мировым производителем автозапчастей или оптовиком, продающим автомобильные запчасти и оборудование. В Украине такая схема только начинает развиваться.

 Мнение эксперта 

Анатолий Редзюк
Директор Государственного автотранспортного научно-исследовательского и проектного института

В Украине вступают в силу экологические нормы Евро 2, в то время как в Европе уже действуют нормы Евро 4 и автомобили, имеющие европейское утверждение типа, уже отвечают им. Автомобили, соответствующие экологическим нормам, необходимо качественно обслуживать, и концепция Bosch позволит отечественным СТО осуществлять работы по европейскому стандарту.

 Мнение эксперта 

Олег Назаренко
Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров

Увеличение количества импортированных машин влечет за собой повышение спроса на качественный автомобильный сервис. Освоение предложений Bosch значительно улучшит состояние автомобильного парка Украины.

Сергей Матусяк
Фото Андрея Горба

По материалам «круглого стола» «Развитие отрасли послегарантийного ремонта автомобилей в Украине», организованного компанией «Роберт Бош Лтд.»