X

STOP некомплекту

В Украине прикрыта лазейка «серого» импорта.

В Украине прикрыта лазейка «серого» импорта.

В Украине прикрыта лазейка, позволяющая некоторым предпринимателям экономить на растаможке импортных автомобилей тысячи долларов. Но угроза возобновления обходных схем все еще существует.

Каким бы идеальным ни было законодательство, в нашей стране всегда найдутся люди, пытающиеся его обойти. Например, все водители знают Правила дорожного движения, но когда «очень надо», их забывают. Так и с растаможкой импортных автомобилей: для ввоза новых машин в Украину надо уплатить пошлину (25% их стоимости), акцизный сбор (зависит от объема двигателя) и НДС (20%). Понятно, что такие платежи значительно повышают цену автомобиля, и многие люди ищут возможность сэкономить. Один из реальных приемов – снизить таможенную стоимость ввозимой машины, на которую насчитываются налоги. Но с новыми автомобилями сделать это проблематично, поэтому изобрели такую схему: снимали отдельные детали и предоставляли на таможне документы, свидетельствующие о низкой цене данного транспортного средства. Подобная практика (об этом мы писали еще в феврале – см. «АЦ» №7 за 2007 г.), в последнее время стала настолько массовой, что на нее обратили внимание не только официальные импортеры автомобилей, которые растамаживают машины с уплатой всех налогов, но и государственные органы, в том числе Генпрокуратура, Гостаможслужба и СБУ.

Выход из ситуации один: надо, чтобы законы работали, причем для всех одинаково.

Они собрались за «круглым столом», организованным Клубом автожурналистов, чтобы обсудить создавшуюся ситуацию. Как выяснилось, совместными усилиями этих и других организаций такая схема «оптимизации» налогов сегодня закрыта. Но доставленные в Украину несколько тысяч машин ожидают «своей» растаможки. Чтобы окончательно поставить заслон на пути предпринимателей, недоплачивающих деньги в государственный бюджет, чиновники предлагают принять ряд законодательных и подзаконных актов, которые сделают известные схемы минимизации налогов недействующими. Но где гарантия, что завтра кто-то не придумает новый метод, позволяющий экономить на налогах?

Официально продавать Mercedes сегодня становится невыгодно.

 Мнения  

Олег Назаренко
Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортерови дилеров (ВААИД)

Удивляет, как работники таможни могли пропускать новые автомобили по таким смешным ценам. Например, Nissan Tiida, розничная стоимость которого в Украине $20 тысяч, оценивался получателями груза, и цена «проходила» на таможне в $3,3 тыс., Toyota Land Cruiser Prado – в $8 тыс., а Mazda CX-7 – в $16 тысяч! К счастью, сейчас растаможка некомплектных автомобилей прекращена. Но на таможенных складах стоят тысячи таких машин. Их импортеры ждут, что все уляжется, и прежняя схема снова начнет действовать. Чтобы этого не случилось, ассоциация обратилась с письмом в Совет национальной безопасности и обороны Украины – мы считаем, что это угрожает безопасности нашей страны.

Ирина Ляденко
Начальник Управления таможенной стоимости Государственной Таможенной Службы Украины

Схема занижения таможенной стоимости разукомплектованных автомобилей нам известна давно, и мы с ней активно боремся. Таможенники оценивают такие ТС, используя справочные и информационные цены. Ранее стоимостью снятых с этих машин запчастей мы не располагали, поэтому работники таможни вынуждены были насчитывать налоги на сумму, указанную в контракте импортера. На нашу просьбу предоставить цену запчастей большинство официальных дилеров не ответили. Сегодня мы оформляем разобранные ТС на общих основаниях, как готовые. И по такой схеме на прошлой неделе уже растаможили 16 автомобилей.

Юрий Гринев
Директор Департамента таможенной политики Министерства финансов Украины

Еще одна лазейка в законодательстве – владелец некомплектного товара может предъявить таможне не сертификат соответствия, а договор, заключенный с органом сертификации о проведении этой процедуры. Именно так поступали дельцы, растамаживающие некомплектные автомобили. Мы уже подготовили изменения к существующим законам. И при оформлении в таможне ТС такого договора будет недостаточно, потребуется еще и сертификат.

Александр Тимофеев
Генеральный директор «АВТ Бавария»

Сегодня условия работы для «серых» дилеров значительно улучшились. Мало того, что на американском рынке, откуда они везут автомобили, цены ниже европейских, так еще и курс евровалюты существенно растет. А поскольку официальный импортер привязывает цену к евро, то купленный в США автомобиль, привезенный в Украину, получается намного дешевле. Я 15 лет в автобизнесе, и все это время мы боремся с незаконным импортом. Выход из создавшейся ситуации один: надо, чтобы законы работали, причем для всех одинаково. Тогда будет развиваться рынок, придут инвестиции, расширится количество рабочих мест.

Станислав Щербина
И. о. президента Всеукраинской ассоциации автоимпортеров, генеральный директор «Дженерал Моторс в Украине»

Насколько мне известно, орган сертификации, который мог бы производить испытания транспортных средств, есть только в столице. Но все «серые» автомобили получают сертификаты соответствия за пределами Киева, в органах, призванных обслуживать частников, которые привезли готовый автомобиль из-за границы в единичном экземпляре. Результаты заграничных испытаний, соответствующих принятым в нашей стране нормам, имеют лишь официальные дилеры, но они не ввозят машины некомплектными. И мне непонятно, как такие авто могут быть у нас сертифицированы и почему официальный дилер получает сертификат соответствия на автомобиль в течение 5–15 дней, а «серый» – за 24 минуты.

Александр Данилевский
Заместитель руководителя подразделения Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины

По нашей оперативной информации, в результате данной схемы сумма, поступающая от уплаты налогов при ввозе автомобилей, в 2-3 раза меньше, чем это необходимо согласно законодательству. После предписания Генпрокуратуры оформление ТС на Приморской таможне прекратилось, но в порту этой процедуры ожидает около 2500 разукомплектованных машин. СБУ проводит мониторинг документов по импорту автомобилей и, если находит нарушения законодательства, привлекает виновных к ответственности. Так, с начала года нами открыто 150 уголовных дел по факту контрабанды ТС по разнообразным схемам. При этом конфисковано контрабандных автомобилей на сумму 73 млн. гривен.

Вячеслав Поврозник
Заместитель главы правления корпорации «УкрАвто» по продажам автомобилей и развитиюдилерской сети

Данная проблема уже переросла дискуссию о правах «серых» и официальных дилеров и стала государственной. Ведь такая схема ввоза автомобилей не только подрывает бизнес предприятий, которые исправно платят налоги, но и обманывает государство, так как в госбюджет не поступают огромные суммы денег.

Олег Омельницкий
Директор информационно-аналитической группы Auto-Consulting

По нашим подсчетам, за 9 месяцев 2007 года доля «серых» автомобилей в общем объеме продаж новых ТС в Украине составляет около 6%, или 23 тысячи единиц. В основном «серые» продавцы торгуют машинами таких брендов, как Toyota, Lexus, Infiniti, Acura, Mercedes, Mazda, Subaru. Причем автосалонов, продающих «серые» Toyota, в нашей стране около сотни, а официальных – всего четырнадцать. «По-серому» Lexus продают почти девяносто автосалонов, официально – пока один.

Виктор Степаненко
Генеральный директор компании «АвтоКапитал», генерального представительства DaimlerChrysler AG в Украине

Объем продаж неофициальных Mercedes растет. В 2005-м их продавалось 15%, год спустя – 40%, а за 9 мес. 2007-го – уже 51%. Наши зарубежные партнеры не понимают, как в цивилизованной стране может развиваться «серый» рынок. Сегодня официально продавать Mercedes становится невыгодно. Если так будет продолжаться, развитие украинского рынка откатится назад – прекратятся инвестиции в строительство автоцентров, обучение персонала, расширение дилерской сети. Дорогие автомобили опять будут ремонтировать в гаражах. Кроме того, ввоз разукомплектованных машин опасен для потребителя – в процессе сборки-разборки сиденья снимаются с подушками безопасности!

Схема растаможки разукомплектованных авто

1. Автомобиль покупается частным лицом или фирмой у дилера в США или ОАЭ.

2. В порту отправления с него снимают фары, бамперы, сиденья…

3. Машина перевозится в украинский порт подходящим судном.

4. Автомобиль выгружают и перевозятна таможенно-лицензионный склад порта.

5. Таможенному органу подается грузовая таможенная декларация, в графе 31 которой значится: «На автомобиле отсутствуют: бампер передний в сборе, бампер задний, фара передняя левая, фонарь задний левый…». Поскольку в машине отсутствует столько деталей, указывается, что это ТС дешевле готового в 3-4 раза.

6. Так как информации о ценах на разукомплектованные автомобили, а также на снятые с машины детали у таможенников нет, они оформляют машину по цене, указанной в декларации. Если таможенник отказывается оформлять машину по такой цене и без сертификата соответствия автомобиля, предприниматель обращается в суд, который обязывает работника таможни произвести оформление.

7. Уплатив налоги на автомобиль, импортер вывозит его с таможенного склада, после чего к нему прикручивают недостающие детали именно с этой машины. Запчасти приходят отдельным грузом.

8. Собранный автомобиль отправляется на площадку серого дилера, где продается по несколько сниженной цене.

Сергей Матусяк
Фото Андрея Яцуляка и Александра Ганиева