X

У отечественных производителей свой взгляд на украинский автопром

В том, что украинский автопром находится в плачевной ситуации, никто, пожалуй, не сомневается. А вот мнения по поводу того, что делать, чтобы ситуацию исправить, расходятся.

Не так давно Олег Назаренко, генеральный директор ВААИД, обрисовал свое видение путей развития отечественной автомобильной промышленности, высказавшись довольно критично в адрес автопроизводителей и запрашиваемых ими у правительства страны мер. Тему поддержала и вторая сторона, предоставив комментарии о состоянии и перспективах украинского автопрома вице-президента Ассоциации «Укравтопром» Ефима Зейликовича Хазана. Так, по данным Ассоциации «Укравтопром» в июле 2012 года в Украине было произведено на 30% меньше автотранспортных средств по сравнению с июльским показателем 2011 года. По итогам семи месяцев объемы производства автотранспорта в Украине снизились почти на 20%. В целом ситуация на внутреннем рынке остается неизменной и доля автомобилей отечественного производства, по сравнению с растущим импортом, продолжает падать.

По мнению Ефима Хазана, «основной причиной такого положения украинских автомобилестроительных предприятий на внутреннем рынке является отсутствие государственной политики в области развития автомобильного рынка и стимулирования собственного производства. В частности, снижение таможенных пошлин после вступления в ВТО в 2,5 раза сделали малопривлекательным инвестирование в развитие национального производства. Наоборот, открытость и доступность нашего рынка создали условия для эскалации импортной продукции и «выдавливанию» с него продукции отечественного производства».

Для дополнительной иллюстрации вице-президент Ассоциации «Укравтопром» привел пример северного соседа: «Россия после вступления в ВТО снизит ввозные пошлины с 30% до 25%, и лишь к 2019 году эти значения постепенно будут снижены до максимальных 12,5%, и то – только на легковые автомобили с объемом двигателя свыше 2,8 литра, на остальные же легковые автомобили ставка ввозных пошлин составит 15%. Таким образом, после окончания переходного периода уровень защиты внутреннего рынка в Российской Федерации будет в полтора раза выше, чем сегодня в Украине.

Более того, учитывая стремительное развитие российского автопрома, увеличение глубины переработки в ближайшие годы следует ожидать экспансии, в режиме свободной торговли, то есть беспошлинно, автомобилей не только российских, но и мировых брендов на украинский рынок. При этом в РФ создаются дополнительные барьеры импорту автомобилей из других стран, в том числе из Украины. Ярким примером служит введение с 1 сентября 2012 года утилизационного сбора…»

При этом, ответ на вопрос, «что же делать?», как считают в Ассоциации «Укравтопром», найти не сложно. Так как «Украина пока ещё имеет возможность для того, чтобы не только сохранить, но и вывести на новый уровень свой статус страны-производителя, создав дополнительные рабочие места и увеличив свою роль в формировании бюджета. Для этого ничего нового придумывать не нужно, есть практика других стран, которые в свое время развивали свой автопром. Единственное, в случае с Украиной, меры по развитию автомобильной промышленности должны быть предприняты немедленно, иначе продолжающееся падение доли отечественных автотранспортных средств на внутреннем рынке Украины может привести к полной остановке работы украинских автомобилестроительных предприятий. Чтобы этого избежать следует создать благоприятные условия для отечественных и зарубежных автомобильных компаний, которым было бы выгодно прийти на рынок Украины в качестве производителя…»

К числу положительных моментов в создавшейся ситуации Ефим Хазан отнес тот факт, что «руководство страны в лице Президента Украины В.Ф. Януковича и Премьер-Министра Н.Я. Азарова прониклось важностью развития автопрома для развития экономики нашей страны. Так, Президентом Украины в мае 2012 года было дано поручение проработать вопросы:
– о необходимости разработки государственной целевой программы развития отрасли легкового автомобилестроения до 2020 года. С этой целью была предложена для рассмотрения концепция программы развития легкового автомобилестроения до 2020 года, которая предусматривает комплекс мер по развитию отрасли, привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест. На данный момент концепция находится на стадии рассмотрения в Министерстве экономического развития и торговли;
– усиление государственной поддержки автомобилестроения и стимулирование развития внутреннего автомобильного рынка;
– обеспечить применение механизмов и инструментов ВТО для эффективной защиты интересов отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках…»