У украинского автопрома есть три пути в будущее
И все же, мнение генерального директора Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, которую он озвучил в эфире радио «Эра», заслуживает внимания. По словам Олега Назаренко, когда говорят о том, что за последние годы, например, в сравнении с 2008 годом, серьезно сократились объемы украинского автопрома, то нужно иметь в виду важный момент: «В минувшие годы те же Mercedes, Opel, Audi, VW, Seat собирались на украинских заводах. Сейчас же собственники заводов просто ввозят эти автомобили. Иными словами, раньше все эти автомобили ввозились в виде комплектов для сборки, а теперь – в готовом виде. Вот вам и составляющая падения объемов автопрома…».
Что же касается разговоров о том, что для возрождения автомобильной промышленности нужна государственная поддержка, то для иллюстрации своей позиции глава ВААИД обрисовал возможную перспективу, когда завтра, к примеру, производители вообще прекратят производство автомобилей. После этого они вполне смогут сказать о том, что объемы отечественного автомобилестроения упали на 100%, и что срочно нужно еще больше господдрежки. На самом же деле, по словам Назаренко, все зависит от желания производить – если такое желание есть, то автопром будет жить.
«Более того, я думаю, что просьба о господдержке, фактически, сводится к созданию препятствий гражданам Украины покупать иномарки и ездить на них, к повышению цен не только на иномарки, но и на продукцию украинских автопроизводителей. В итоге, обычные граждане будут тратить больше своих средств на покупку авто, за счет чего эти самые автопроизводители будут обогащаться. Вот такая, на мой взгляд, «формула» требуемой господдержки. И я считаю, что это не верно!»
При этом Олег Назаренко назвал целый ряд шагов, сделать которые было бы верным решением. Один из таких шагов – льготное кредитование государством отечественных производителей, и не только автомобилестроение. Еще один шаг – освобождение украинских производств, которые нужно поднимать и возрождать, от уплаты НДС. Кроме того, нужно не пошлины вводить и закрываться от внешнего мира, а открыть всесторонние возможности для инвестиций. Сделать так, чтобы в Украину было выгодно приходить серьезным инвесторам, строить заводы и пользовались теми преимуществами, которые может предложить Украины, в виде более дешевой электроэнергии, более дешевой рабочая сила, но при этом совсем не менее трудолюбивой и технически подкованной, нежели в той же Европе.
Коснувшись же темы «украинского автомобиля», Олег Назаренко назвал ее бесперспективной: «Это трудно признавать, но это факт. Украина не в состоянии поднять проект производства собственных автомобилей. Как бы мы не хотели бить себя в грудь и кричать, что нам нужен украинский автомобиль, но, извините, даже Volvo не выживает, его Ford купил. То есть можно сказать, что шведского автопрома, можно сказать, уже нет. В мире идет глобализация, в условиях которой выживают только очень серьезные корпорации, которые могут вкладывать миллиарды долларов в новые автомобили. Для Украины это очень дорогое удовольствие… Гораздо эффективнее идти по пути привлечения в страну серьезных инвесторов…».
По мнению гендиректора ВААИД, в настоящий момент можно говорить о трех сценариях развития событий. Первый – самый оптимистический: будут созданы условия для инвесторов, которые придут, очень быстро построят современные заводы; будут созданы рабочие места для наших рабочих и инженеров; будут выпускаться современные автомобили, которые Украина, как, например, Словакия, будет продавать за рубеж, для чего, кстати, есть очень выгодные перспективы, учитывая условия свободной торговли в рамках СНГ, а в будущем – и в рамках Евросоюза. Второй сценарий, средний, по которому все останется, как есть сейчас, и который приведет к тому, что медленно, но уверено автомобильный рынок в Украине будет сохранять нынешние тенденции и все же постепенно подниматься. И третий сценарий – пессимистичный: лоббисты все-таки «продавят» ввод новых пошлин на импорт; импорт или сократится или прекратится вообще; автомобили отечественно автопрома в отсутствие конкуренции подорожают, а качество их вряд ли станет лучше; а единственными, кто потеряет от всего этого, будут обычные украинцы.