X

Украина потеряла 60% объемов автопрома из-за утилизационного сбора в России

Введение Россией утилизационного сбора на легковые и грузовые автомобили привело к потере Украиной 60% объемов производства автопрома.

Об этом на вчерашнем заседании правительства заявил премьер-министр Украины Николай Азаров, подчеркнув, что лишь «вынужденные симметричные меры» затормозили стремительный спад украинского автопроизводства. «Введение Российской Федерацией утилизационного сбора на автомобили привело к тому, что отечественный автопром потерял 60% объемов производства. Как следствие – стоял вопрос об увольнении около 17 тысяч рабочих. И только вынужденные симметричные меры, введенные нами, приостановили стремительный спад в автомобилестроении», – сказал Николай Азаров.

Как пишет агентство «Итар-Тасс», утилизационный сбор в России – основном рынке сбыта украинских автотранспортных средств, был введен с 1 сентября прошлого года. При этом работающие в России производители вместо уплаты сбора могут гарантировать утилизацию автомобиля за свой счет, а для импортеров он является обязательным. Для легковых автомобилей базовая ставка составляет 20 тысяч рублей, для грузовиков и автобусов – 150 тысяч рублей, и корректируются в зависимости от литража двигателя и года выпуска машины. По словам экспертов, утилизационный сбор увеличивает стоимость ввезенного автомобиля на 7-15%, что для украинских автопроизводителей, выпускающих модели в бюджетном сегменте, стало ударом по конкурентоспособности их продукции. Исключений для украинских производителей, на что рассчитывал Киев (в Россию поставляют машины, например, «Укравто», «Богдан», «АвтоКрАЗ», ЛАЗ), не было сделано, и в ответ Украина ввела свой аналог утилизационного сбора.

За 9 месяцев 2013 года автозаводы Украины произвели 32,8 тысячи автомобилей, продемонстрировав падение на 54,8%, из них легковых машин было выпущено 30 тысяч штук (-54,6%), грузовых – 1,3 тысячи авто (-52,3%). Для сравнения, в России производство легковых автомобилей за 9 месяцев, согласно данным Росстата, составило 1,4 млн. единиц, показав снижение на 2,5%, грузовых автомобилей – 145 тысяч штук (-5,5%).

По мнению аналитика RMG Андрея Третельникова, системные проблемы украинских автопроизводителей связаны как с введением утилизационного сбора в России (основной рынок сбыта для Украины), так и со спадом потребительского интереса. В основном Украина производит легковые автомобили самого низкого ценового сегмента. Поэтому китайские модели автомобилей украинской сборки конкурируют на внутреннем рынке Украины с российскими Lada производства «АвтоВАЗа».

«Если речь идет о более дорогих автомобилях, внутренний рынок Украины может приобретать только импортируемые авто – в большинстве своем, произведенные в России. Продажи «местной» продукции страдают из-за кризиса, снизившегося интереса к продукции, различных пошлин и ограниченного выбора», – констатирует Андрей Третельников.

«Основной украинский актив в части автопроизводства – ЗАЗ, завод производит автомобили бюджетного сегмента, и повышение цены экспортируемого на российский рынок автомобиля отражается на интересе к нему. Снижение интереса со стороны России приводит к снижению экспорта, в связи с чем у Украины остается только внутренний рынок», – добавляет аналитик «Метрополя» Андрей Рожков.
Между тем, на этой неделе президент России Владимир Путин подписал закон, обязывающий российских автопроизводителей платить утилизационный сбор наравне с импортерами. Закон вступит в силу с 1 января 2014 года. В связи с этим участники украинского автопрома рассчитывают, что это позволит им восстановить утраченные из-за утилизационного сбора позиции и повысить конкурентоспособность на российском рынке.