Утилизация авто: опыт Евросоюза

Недавно в Украине был принят закон, касающийся утилизации авто. Это еще один важный шаг к евроинтеграции.

Недавно в Украине был принят закон, касающийся утилизации авто. Это еще один важный шаг к евроинтеграции, хотя многие его пункты вызвали горячие дискуссии среди автопроизводителей и импортеров. Мы по­пытались разобраться, как c этим обстоит дело в странах Европы, где ежегодно утилизируется около 35 млн. авто.

За последние несколько десятилетий в большинстве промышленно развитых стран были организованы системы сбора и вторичной переработки отслуживших машин и изношенных автомобильных деталей (autorecycling – авторециклинг).

Демонтированные элементы, пригодные как запчасти продают со значительной скидкой, а остальное отправляется на переработку.

Демонтированные элементы, пригодные как запчасти продают со значительной скидкой, а остальное отправляется на переработку.

На сегодняшний день законы об авторециклинге приняты более чем в 60 странах мира. В этой отрасли занято порядка 1 млн. человек. Обращение с отходами четко регламентируется и контролируется государственными органами, а также регулируется экономически – предприятия несут ответственность за переработку выпущенной ими продукции. Необходимые средства на переработку отходов выделяются государством за счет сбора налогов с импортеров и владельцев авто и аккумулируются в специальных экологических фондах на местном и общенациональном уровне.

Утилизация авто имеет требования и положения, Значительная доля которых распространяется на производителей авто. В частности, они должны выполнять установленные ограничения по использованию вредных веществ, а также предоставлять специальные каталоги по рециклингу, руководства по сливу технических жидкостей и демонтажу компонентов отслужившей машины. Кроме того, с 15 декабря 2008 года в ЕС действует требование, согласно которому при одобрении нового типа автомобиля его производитель должен доказать, что утилизация авто обеспечивает снижение не менее 95% массы машины, а коэффициент вторичной переработки – минимум 85%.

Развитие инфраструктуры

Общая масса ежегодно поступающих на переработку отслуживших автомобилей в странах ЕС составляет более 10 млн. тонн. В Германии сеть по сбору и утилизации авто состоит из более 15 тысяч пунктов приема, 1200 фирм разборки и демонтажа, а также 47 шредерных заводов. В Англии этим процессом занимаются около 2,5 тысячи предприятий и 37 шредеров. В системе авторециклинга Франции задействовано около 2 тысяч предприятий и 54 шредера. Если в 2000 году в 15 странах ЕС функционировало 205 шредерных установок, то в 2010-м их число увеличилось до 276. Всего в 27 странах ЕС по состоянию на конец 2010 года работало около 313 шредерных установок.

Произвел? Утилизируй!

Сегодня в Европе и США ответственность за утилизацию старого авто несет не столько его собственник, сколько производитель. Опыт многих стран ЕС показал, что утилизация авто и сдача машины на нее  должна осуществляться бесплатно для владельца транспортного средства. В настоящее время практически все ведущие производители авто за рубежом связаны добровольными соглашениями, касающимися последующей утилизации автомобилей. Так, с 1994 года действует соглашение между компаниями BMW, Fiat и Renault, в соответствии с которым каждая из них организует переработку машин этих трех марок у себя в стране.

Большинство мировых автопроизводителей уже на стадии проектирования новых моделей закладывают в их конструкцию требования утилизационных норм. Например, в BMW удается использовать повторно почти 95% материалов. Масло, антифриз, бензин идут на переработку или в качестве топлива на ТЭЦ компании. Демонтированные элементы, пригодные как запчасти, продаются примерно вдвое дешевле новых. Разделенные по видам материала детали измельчаются, прессуются и идут в переплавку, мелкие пластиковые детали, разборка которых является трудоемким процессом, – на топливо. Немецкие коллеги из Daimler устанавливают на все детали, которые должны быть повторно переработаны после снятия с авто, специальный знак, означающий пригодность к рециклингу, а также кодовый номер вида используемого сырья.

Процесс утилизации авто проходит в несколько этапов

   
Слив техжидкостей Разборка

Слив техжидкостей

Разборка

   
Прессовка кузова Дальше металл отправляется на переплавку

Прессовка кузова

Дальше металл отправляется на переплавку

Индивидуальный подход

За последние годы было принято множество постановлений и директив ЕС, национальных законов европейских стран, устанавливающих нормативы и требования по организации системы авторециклинга и обеспечения утилизации авто, автомобильных компонентов и материалов. Многие положения носят унифицированный характер, обязательный для всех государств Евросоюза, вместе с тем, отдельные моменты по организации и финансированию авторециклинга могут отличаться.

Украинские реалии

Сегодня еще рано говорить о полностью сформированной экологической политике в Украине в части утилизации авто, снятого с эксплуатации. Естественно, что предложенные ставки экологического налога в нашей стране будут уменьшаться по мере создания и загрузки утилизационных сетей. Также этот сбор должен выполнять роль основного источника формирования фонда выплат утилизационных бонусов автовладельцам, которые с большей охотой и выгодой будут менять старый автомобиль на новый, и эффективного барьера на пути ввоза в страну автотранспорта, бывшего в употреблении.

Утилизация авто: особенности ЕС…

Германия

Кроме законодательного обязательства приема и утилизации старых авто на бесплатной основе для конечного потребителя, в Германии принят закон, согласно которому выполняются требования относительно комплектации авто с 1 января 2006 г. на 85%, а с 1 января 2015 г. – на 95% из материалов, поддающихся вторичному использованию.

Франция

В соответствии с декретом правительства, а также положением Кодекса Франции про окружающую среду, в стране создана сеть специализированных центров по утилизации авто из расчета 7 центров на 1,5 млн. населения. Она обеспечивается информационной, технологической и в некоторых случаях финансовой поддержкой со стороны автопроизводителей. Каждый владелец авто, пришедшего в негодность, обязан передать его на утилизацию в сертифицированный центр. В противном случае законодательством предусмотрен штраф в размере 75 тыс. евро и 2 года заключения. Такое же наказание предусмотрено за проведение утилизации авто в неразрешенных местах и организациями, не имеющими на это права.

Швейцария

В Швейцарии создан специальный Фонд-предприятие под названием Auto Recycling Suisse, который уполномочен осуществлять утилизацию автомобилей, непригодных для использования.

Польша

С 1 января 2006 года в Польше действует налог на утилизацию в размере 500 злотых за каждое ТС, ввезенное на территорию страны. Указанные средства идут на счет Национального фонда охраны окружающей среды и водного хозяйства.

Норвегия

В Норвегии покупатель транспортного средства обязан заплатить одноразовый сбор в размере 2000 норвежских крон (примерно $350). Эта сумма возвращается владельцу ТС при передаче его на утилизацию.

Австрия

Утилизация авто в австрийском законодательстве имеет  несколько категорий экологических налогов: на грузовики – ставка налога зависит от полной массы машины (от 1,55 до 1,90 евро за каждую тонну в месяц), налогообложению по шкале полной массы подлежат также грузовые прицепы, на нормативное использование топлива – оплачивается одноразово в момент покупки нового авто, страховой налог на моторизованные ТС полной массой до 3,5 тонны (годовые ставки налога в зависимости от мощности мотора составляют от 66 до 943,80 евро).

Бельгия

В Бельгии владельцы легковых машин платят дорожный налог по следующей формуле: 799 см³ – 84 евро/год, 800–2499 см³ – 148 евро/год и от 2500 см³ – 208 евро/год. Утилизационный сбор для автомобилей закладывается в дорожный налог. Утилизация автомобиля осуществляется в специализированном пункте – государственном или частном, который имеет государственную лицензию.

Нидерланды

В Нидерландах удалось сформировать наиболее удачную и эффективную систему утилизации авто, позволившую решить практически все проблемные вопросы, связанные с утилизацией отслуживших автомобилей. Средний коэффициент вторичной переработки машин в этой стране 96,2% – самый высокий в мире. При первой постановке на учет каждого нового авто платится утилизационный сбор в размере 45 евро. Распорядителем полученных в виде утилизационного сбора средств является Центр экспертизы и утилизации ARN, который объединяет почти 300 специализированных центров по всей стране.

Эстония

В Эстонии пока отсутствует экологический налог на утилизацию снятых с эксплуатации авто, а есть только Закон про налог на грузовые машины.

… и в Украине

У нас базовая ставка сбора для легковушек составит 5,5 тыс. грн., а для грузовых машин, автобусов и спецтехники – 11 тыс. грн. Итоговая сумма утилизационного сбора будет зависеть от специального коэффициента, который определяется объемом двигателя и возрастом ввозимого авто. Для новых легковых автомобилей сумма сбора будет колебаться от 4,73 до 30,2 тыс. грн., а для машин старше трех лет – от 29,1 до 192,5 тыс. грн. Для новых грузовиков, автобусов и спецтехники она составит от 19 до 110,2 тыс. грн., а для подержанных – от 33,4 до 448,4 тыс. грн.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.