Продажи иномарок в России растут не меньшими темпами, чем «Жигулей» – в Украине. По результатам первого полугодия 2006 года, россияне купили автомобилей зарубежных брендов больше, чем ВАЗов. Впрочем, наиболее популярные иномарки в основном собираются на территории СНГ.
| | Продажи иномарок в России растут не меньшими темпами, чем «Жигулей» – в Украине. По результатам первого полугодия 2006 года, россияне купили автомобилей зарубежных брендов больше, чем ВАЗов. Впрочем, наиболее популярные иномарки в основном собираются на территории СНГ. |
За первые шесть месяцев 2006 года в России продажи иномарок выросли на 55% и составили более 418 тыс. машин. Об этом сообщил ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на Ассоциацию европейского бизнеса в РФ. В то же время прирост рализации крупнейшего российского автопроизводителя – «АвтоВАЗа» не дотянул и до 10%: за полугодие продано 321 тыс. машин (информация пресс-службы АО «АвтоВАЗ»). Таким образом, суммарные продажи новых иномарок в РФ превысили реализацию, казалось бы, нерушимого монополиста местного рынка из Тольятти.
Иномарки-то местные!
Анализируя структуру российского рынка иномарок, можно заметить тенденцию, свойственную и украинскому рынку. Собранные в нашей стране ВАЗы, Daewoo, Chevrolet, Skoda занимают первые строчки украинского рейтинга марок и моделей. Россияне также чаще покупают выпущенные на родине машины – зачастую это бюджетные модели. Так, самой популярной иномаркой в РФ является Hyundai, причем почти половину продаж обеспечивает выпускаемый в Таганроге Accent. Марка Chevrolet вторым местом обязана, прежде всего, модели Niva, производимой на совместном с «АвтоВАЗом» предприятии. Ощутимый вклад также внес Chevrolet Lanos, выпускаемый в Запорожье. На третьем месте российского хит-парада – Toyota, которая, правда, только собирается строить завод в России. Зато четвертое и шестое места – опять у местных сборщиков. Ford выпускает модель Focus в Ленинградской области, а Daewoo – Nexia и Matiz в Узбекистане. Но самый значительный рост продаж (в три раза!) – у Renault, которая в Москве собирает модель Logan.
Таким образом, из 418 тыс. проданных за первое полугодие новых иномарок более 100 тыс. пришлось на выпущенные совместными предприятиями в России, а еще 45,7 тыс. – заводами в СНГ (Украине и Узбекистане). Это более трети рынка иномарок, и данный сегмент постоянно растет. Учитывая, что крупнейшие мировые автоконцерны заявили о намерении через год-два построить в РФ автосборочные заводы, а также продать лицензии на выпуск иномарок российским автопредприятиям («ГАЗ» будет выпускать Chrysler, «УАЗ» – SsangYong и Isuzu, «Иж» – KIA), число и доля местных иномарок вырастет.
|
1000000 автомобилей – предполагаемый экспертами объем рынка иномарок в России за 2006 год. |
|
|
Все дорожает
В денежном выражении рынок иномарок в России за первую половину года оценивается примерно в $9 млрд., что сопоставимо с суммой, потраченной на эти машины россиянами за весь прошлый год. И дело тут не только в том, что люди стали богаче, поэтому покупают более дорогие машины. Разнообразие выгодных кредитных программ, которые предлагают автодилеры и местные производители вместе с финансовыми учреждениями, делает доступными новые автомобили для тех, кто ранее приценивался к подержанным иномаркам или Lada.
Кроме того, цены на новые машины в России постоянно растут. Только этим летом увеличилась стоимость некоторых моделей Hyundai, Ford, Toyota. Вслед за ними подорожала и продукция «АвтоВАЗа» (в среднем на 3%). Таким образом, цена Lada Kalina на родине теперь несколько выше, чем на одну из самых популярных иномарок – Renault Logan. Седан Kalina продается за $9280, а Logan – от $9250. Вазовская «десятка» по цене ($9060) несколько обогнала популярную в России Daewoo Nexia. Впрочем, маркетологи из Тольятти уверены, что это не отразится на спросе, который сегодня очень большой. Ведь Lada можно приобрести в любом автосалоне, а покупатель Logan или Focus должен подождать несколько месяцев. Но как только популярные иномарки поступят в широкую продажу без очереди, «вазовские» модели могут утратить некоторую часть покупателей. Впрочем, у «АвтоВАЗа» пока более весомые козыри: сервисная сеть по-прежнему самая широкая на территории огромной федерации, а качество и оборудование тольяттинских машин сегодня уже достаточно приемлемо. Но хватит ли этих козырей заводу уже через год-два?
Подножка Ford`у |
Один из лидеров российского рынка иномарок – Ford, похоже, вскоре утратит свои позиции. На прошлой неделе завод во Всеволожске, выпускающий Ford Focus, остановился на месяц. Причинами называют не только отпускной период, но и решение российского правительства временно приостановить льготное налоогобложение этого предприятия. Такие санкции последовали, по версии Минэкономразвития РФ, за невыполнение компанией инвестиционных обязательств – на сегодня степень локализации производства значительно меньше 40%, о которых шла речь при строительстве завода. Таким образом, из-за подорожания растаможки комплектующих машинокомплекты для завода стали в одночасье на $5000 дороже, чем ранее! Пока Ford поднял цены на Focus только на $500 и надеется в ближайшее время вернуть утраченные льготы. |
|
|
| Регистрации автомобилей в России за 1-е полугодие 2006 г. |
Марки | 1-е полугодие 2006 | 1-е полугодие 2005 | Разница | Динамика, % | Hyundai | 47374 | 42431 | 4943 | +12 | Chevrolet* | 44760 | 30542 | 14218 | +47 | Toyota | 40839 | 29798 | 11041 | +37 | Ford | 36826 | 19683 | 17143 | +87 | Mitsubishi | 33982 | 24726 | 9256 | +37 | Daewoo | 32299 | 28896 | 3403 | +12 | Renault | 30864 | 10514 | 20350 | +194 | Nissan | 28642 | 19798 | 8844 | +45 | Kia | 27791 | 9702 | 18089 | +186 | Mazda | 14245 | 8063 | 6182 | +77 | Volkswagen | 8033 | 5125 | 2908 | +57 | Opel | 7558 | 4859 | 2699 | +56 | Suzuki | 7369 | 4232 | 3137 | +74 | Peugeot | 6609 | 4072 | 2537 | +62 | Honda | 6169 | 3816 | 2353 | +62 | Skoda | 5886 | 3271 | 2615 | +80 | Citroёn | 5458 | 2563 | 2895 | +113 | BMW | 4307 | 2933 | 1374 | +47 | Lexus | 4281 | 2016 | 2265 | +112 | Audi | 4124 | 2717 | 1407 | +52 | Другие | 20864 | 10836 | 10028 | +52 | Всего иномарок | 418280 | 270593 | 147687 | +55 | Лада (АвтоВАЗ) | 321171 | 297417 | 23754 | +7,3 | * Включая СП «GM-АвтоВАЗ» По данным Ассоциации евопейского бизнеса в РФ |
|
Сергей Матусяк