X

Важный рубеж

Бориспольскому автозаводу – 5 лет

Бориспольский автозавод, входящий в корпорацию «Эталон», отмечает свое пятилетие. Предприятие официально зарегистрировано в апреле 2002 года, а в октябре здесь изготовили первые два автобуса марки «Эталон».

Испытания автобуса, который обозначили индексом БАЗ-А079.04, завершились в декабре 2002 года. На него был получен сертификат соответствия, позволяющий изготовление промышленной партии. И в том же месяце первая машина ушла к потребителю.

День сегодняшний

Бориспольский автозавод – лидер отечественного автобусостроения. Это современное предприятие, где осуществляется полный цикл изготовления продукции. Его производственные площади занимают 15 тыс. м кв. Ежемесячно здесь выпускают свыше 120 автобусов.

Ведется большая работа по разработке новых образцов техники. За истекшие пять лет созданы 13 моделей, серийных и опытных, в 43 модификациях.

По состоянию на 31 мая 2007 года БАЗ изготовил 3802 автобуса. Большинство из них ушло на внутренний рынок Украины, где «Эталоны» пользуются немалой популярностью. Сегодня на получение нового автобуса существует очередь, и ждать машину приходится около 3 месяцев.

В последнее время завод начал развивать и экспорт своих машин. Недавно получен сертификат соответствия Российской Федерации, что открывает дорогу на рынок нашего северного соседа, и не только. Сегодня более полусотни «Эталонов» уже отправлены в Россию, Молдову, Казахстан и Азербайджан. Но это, считают на предприятии, только начало.

В новом сегменте

В последнее время на Бориспольском автозаводе разработан новый модельный ряд автобусов семейства БАЗ-А148 длиной 10,5 м. Машины уже прошли испытания. Все модели созданы на унифицированном шасси китайской корпорации FAW, что упрощает эксплуатацию при наличии в парке перевозчика машин разного назначения.

Шасси оборудовано турбодизелем Евро 2, развивающим мощность 179 л. с. и максимальный крутящий момент 680 Нм. Коробка передач – механическая, 6-ступенчатая. Задний мост имеет передаточное отношение 6,33, что, как показали испытания в Карпатах, обеспечивает значительное тяговое усилие при эксплуатации в горной местности. По желанию покупателя можно будет устанавливать и более скоростные мосты с увеличенным передаточным отношением. Подвеска – зависимая, рессорная, во время тестовых пробегов проявила себя достаточно мягкой и комфортной.

Базовая модель, БАЗ-А148, – типичный «горожанин» (см. фото в заголовке). Кузов у автобуса трехдверный, общая вместимость – 79 человек, мест для сидения – 23.

Вторая модель – БАЗ-А148.1 позиционируется как пригородная. Но она достаточно универсальна, поскольку может работать и не на слишком напряженных городских маршрутах. У нее две пассажирские двери, а число мест для сидящих и стоящих пассажиров одинаковое – по 36.

И, наконец, третья модель – БАЗ-А148.2, комфортабельный туристический автобус на 39 пассажиров. Отличительная его особенность – большой шаг сидений (расстояние между спинками), составляющий 79 см. По этому параметру машину можно отнести к 4-звездочным автобусам. Кстати, сами кресла произведены в Украине, как и мощный 26-киловаттный кондиционер, которым оснащен автобус.

В салоне имеется 20-дюймовый LCD-дисплей. Можно установить экран и на «23» – место для него предусмотрено. По желанию заказчика в салоне не проблема разместить кофеварку, холодильник и др.

Городской автобус БАЗ-А148 дебютировал на Международном Киевском автосалоне SIA'2006, а пригородная и туристическая версии впервые были показаны публике только 31 мая нынешнего года – возле Украинского дома в Киеве, где праздновали юбилей завода.

Автобусы семейства БАЗ-А148 уже производятся небольшими партиями. Шасси FAW для них, как и для меньшей модели БАЗ-А074, выпускаемой в Чернигове, поставляются морским путем. До конца года их будет ввезено порядка 650 единиц. В дальнейшем объемы поставок увеличатся.

Рост выпуска популярных автобусов «Эталон», выход в новый сегмент машин длиной 10,5 м и освоение предприятием экспортных рынков – все это свидетельствует, что Бориспольский автозавод к своему юбилею вышел на новый, важный рубеж.

 Мнение  

Владимир Бутко
Президент корпорации «Эталон»

Сегодня корпорация «Эталон» занимает лидирующие позиции среди украинских производителей автобусов. По поставкам комплектующих мы работаем с тремя зарубежными компаниями. Это индийская TATA Motors, которая поставляет шасси под автобусы длиной 7 – 8 м; китайская FAW (машины до 10,5 м) и российская «ГАЗ» (автобусы особо малого класса, длиной 6 м). Все эти модели – успешные с точки зрения соотношения цены и качества. В дальнейшем мы наметили создать автобус длиной 12 м – с тем, чтобы линейка нашего модельного ряда была полной.

 Мнение  

Александр Остапчук
Председатель правления ЗАО «БАЗ»

Мы не смогли бы успешно реализовывать производимые нами автобусы, если бы не организовали их послепродажное сопровождение. На Бориспольском автозаводе отслеживают судьбу каждого своего детища, постоянно поддерживают связь с эксплуатационщиками. Нами создано специальное Бюро надежности, которое ведет учет всех случаев поломок и отказов. После их анализа вносятся изменения в конструкцию автобуса и технологию его производства, дабы подобное не повторялось. О надежности продукции БАЗ говорит такой факт: первые выпущенные нами автобусы «Эталон» прошли уже по 1 млн. 400 тыс. км.

 Мнение  

Александр Следзь
Директор ДП НИИ автомобилестроения «БАЗ»

В ближайшее время мы планируем создать более дешевую, упрощенную версию туристического автобуса БАЗ-А148. В нем прибавится еще один ряд сидений и предусмотрены места для стоящих пассажиров. Это будет автобус не для «гран-туризма», а для, так сказать, туризма малого. Что касается городских машин, то намечается изготовить на шасси FAW низкопольник с пневмоподвеской и двигателем Евро 3. Кстати, перевод всей продукции завода на соответствие нормам Евро 3 планируется к июлю 2008 года. В общем, ждите от нас сюрпризов.

Леонид Гоголев
Фото автора