X

«ВиДи АвтоСити» разделяет обеспокоенность введением спецпошлин

14.03.2013г. в газете «Урядовый курьер» № 48 (4934) было опубликовано сообщение о введении спецпошлин в отношении импорта легковых автомобилей в Украину.

И дополнительно к существующей пошлине установлены спецпошлины 6,46% – 12,95%. Решение было принято Межведомственной комиссией по международной торговле на основании рассмотрения Заявления Ассоциации украинских автомобилепроизводителей «Укравтопром».

Новые спецпошлины будут касаться следующих самых популярных среди украинцев автомобилей:

  • Автомобили легковые, включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1000 см ³, но не более 1500 см ³, новые.
  • Автомобили легковые, включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1500 см ³, но не более 2200 см ³, новые.

Министерство экономического развития и торговли Украины ввело на такие авто специальную пошлину в зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя: более 1000 см.куб., но не более 1500 см.куб. – в размере 6,46%, более 1500 см.куб., но не более 2200 см.куб. – в размере 12,95%.

Вместо налога на богатых, о котором правительство говорит уже три года, вчера, 14 марта, правительство ввело дополнительный налог на бедных, так как трудно себе представить, что украинские олигархи покупают автомобили с объемом двигателя 1000-2200 см3. Всеукраинская Ассоциация автомобильных импортеров и дилеров будет делать все возможное, чтобы иномарки для рядовых украинцев на время не подорожали, и с этой целью, пользуясь тем, что новые спецпошлины вступят в силу через 30 дней, то есть с 13 апреля этого года, будет рекомендовать автоимпортерам ввезти и растаможить за эти 30 дней соответствующее количество автомобилей по старым налогам без спецпошлин. Вместе с тем, мы не исключаем, что с 13 апреля этого года ведущие автоимпортеры свернут свою деятельность в сегменте бензиновых авто с объемом двигателя 1000-2200см3: вообще не будут импортировать в Украину такие автомобили (своего рода «итальянский страйк»). Так как никто, в том числе и правительство Украины, своими решениями не сможет заставить представительства мировых автоконцернов импортировать в Украину указанные автомобили, и такие автомобили будут с успехом продаваться мировыми автоконцернами в других, более перспективных для таких продаж странах мира.

Необдуманное решение Межведомственной комиссии по международной торговли приведет к реальному торможению роста всей экономики Украины . Из описанного выше следует, что многие потенциальные покупатели просто отложат покупку. Люди перестанут брать кредиты в банках — это затормозит банковскую систему Украины. Люди не понесут деньги в автосалоны и на автомобильный сервис — это повлечёт за собой отсутствие роста реальных зарплат, поступлений в пенсионный фонд, сокращение персонала, рост безработицы. Предлогом введения дополнительных пошлин часто выступает фраза «поддержать отечественные заводы». Но сегодня на всех украинских автозаводах и предприятиях-партнерах едва ли работает больше украинцев, чем в автосалонах, на СТО, в импортерских компаниях различных автомобильных марок. Люди, которые работают с иномарками, все равно остаются украинцами! Они живут, работают, воспитывают детей, платят налоги, ходят в магазины в Украине! Кроме того, заморозятся инвестиционные проекты, сроительство новых современных дилерских центров. А это, опять-таки, отсутствие вливаний в экономику и сокращение робочих мест!

Давайте разберемся, какой же украинский автомобиль предлагают нам защищать, фактически запрещая автоимпорт? На официальном сайте OICA – Organisation Internationale des Constructeurs d’Automobiles – International Organization of Motor Vehicle Manufacturers – Всемирной Ассоциации автопроизводителей   – четко указан перечень легковых автомобилей, производимых в Украине: ЗАЗ (Chevrolet, Daewoo, Slavuta, VAZ, Opel), ЛуАЗ (VAZ, Hyundai, KIA), Еврокар (Skoda, VW), КрАСЗ (VAZ, SsangYong). Но указанный украинский автомобиль Славута, как и Таврия, и Волынь, официально снят с производства. Это значит, что Укравтопром дезинформирует OICA, и в OICA на сегодняшний день считают, что в Украине осуществляется сборка иномарок: Chevrolet, Daewoo, VAZ, Opel, Hyundai, KIA, Skoda, VW, SsangYong и производство одного украинского авто: Славуты, и о снятии его с производства Укравтопром уже более трех лет не информирует OICA. Однако мы не хотим обсуждать, качественные или нет украинские автомобили, насколько они современны или популярные среди украинцев — волнует один единственный вопрос: а подозревает ли кто-нибудь во Всемирной организации автопроизводителей – OICA – и в ряде автомобильных государств, являющихся членами OICA, черпающих информацию из сайта OICA, о существовании украинского автомобиля, который необходимо защищать за счёт автолюбителей из-за введения новых поборов с украинских водителей.

Мы полностью поддерживаем точку зрения Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров в том, что введение спецпошлины навредит гражданам Украины, Госбюджету, экспортному бизнесу Украины, имиджу государства и украинским автопроизводителям.

1) После снятия с производства «ЛуАЗа», «Славут» и «Таврий» в Украине уже нет национального автомобиля, который производится, а не состоит из машинокомплектов. Сборка из импортируемых машинокомплектов, снятых с производства в Тольятти, устаревших моделей «ВАЗ» и автомобилей происхождением из Китая, который сам покупает лицензии на выпуск устаревших моделей у мирового автопрома, а затем наиболее устаревшие передает нам бесплатно – отечественным автопромом назвать трудно. Конечно, в Украине собирали на ЗАЗе и современные «Мерседесы» и «Крайслер», но такие сборки не дали Украине ни новых технологий, ни инвестиций. Поэтому запрет импорта и отсутствие конкуренции негативно повлияет на отечественных автосборщиков и не будет стимулом для их развития и перехода к сборке современных автомобилей, соответствующих стандартам безопасности, экологичности, принятым в цивилизованных странах (у нас Евро-3, а в Европе – Евро-6 ).

2) В 2009 году предыдущим правительством уже была введена так называемая защита автосборщиков – 13% пошлины с 6 марта по 6 сентября 2009 г. на 6 месяцев. Однако, согласно заявлению «Укравтопром», за период 2008-2010 годов в Укравтопроме: объемы производства сократились на 82%; объемы продаж на внутреннем рынке Украины уменьшились на 84%; доходы снизились на 96%. Таким образом, такая господдержка – введение надбавки к пошлине в 2009 году – эффективной не была. И поэтому бесполезно ожидать, что новое введение новой спецпошлины станет панацеей от всех бед.

3) После введения в 2009 году 13%-ной надбавки к пошлине на импорт авто поступления в Госбюджет сократились на 85% (по данным ГТСУ: в Украину в 2008 году было импортировано авто на сумму 5 613 015 тыс. долларов США, в 2009 году — лишь на сумму 909 086 тыс. долларов США). То есть, автоимпорт уменьшился, народ Украины был вынужден покупать дороже, Госбюджет потерял значительные средства, однако, «Укравтопром» такие меры не помогли, и нет смысла наступать на старые грабли и повторять старые ошибки предыдущего правительства. Относительно перспектив потерь госбюджета от введения спецпошлин и, как следствие, сокращения импорта, то язык цифр говорит сам за себя: с одного импортированного авто (средняя стоимость по данным ГТСУ 18,6 тыс. долларов США) Госбюджет только пошлин (10%) получает 1,86 тыс. долларов США (плюс акциз и НДС), а по тому же импортированному автомобилю, который ввезен как машинокомплект для сборки, Госбюджет получит лишь 100 Евро. Таким образом, после возможного принятия спецмероприятий прогнозируемые потери госбюджета составят 1.23 млрд долларов США (18,6 тыс. долларов США х 0,33% х 200 тыс. авто).

4) Еще больше от подобных введенных сегодня спецмероприятий пострадает имидж Украины и экспортноориентированные отрасли отечественной экономики. Роль автомобилестроения в ЕС, США, РФ, Великобритании, Японии является слишком важной, возможность влияния мировых автоконцернов на свои правительства и международные организации чрезвычайно высока. Поэтому, несмотря на небольшой в мировом масштабе авторынок Украины, мировые автоконцерны не захотят даже создавать прецедент дискриминации их товаров какой-то страной, и реакция ведущих государств мира будет достаточно жесткой. В первую очередь, такие действия Украины найдут отражение в политическом сегменте: на подписании Соглашения о свободной торговле с ЕС, на членстве в ВТО, отношениях с Российской Федерацией (с которой импортируются не только «Калины» и «Приоры», но и «Рено», «Хюндай», «Ниссан», «КИА», «VW» и др.). Однако также такие действия Украины вызовут соответствующую адекватную реакцию относительно нашего экспорта, введение спецпошлин на автоимпорт даст повод иностранным фермерам или металлургам лоббировать спецпошлины или квотирование украинского экспорта: продукции агропромышленного комплекса, металлургии, химии и т.д.

5) Граждане Украины (особенно те, которые покупают недорогие автомобили с объемом двигателя не более 2200 куб.см.) после введения спецпошлин будут платить новую дорогую цену за импортные автомобили уже с учетом новых налогов (а уже сегодня стоимость автомобилей в Украине с учетом существующих налогов дороже, чем в ведущих странах мира: ЕС, США).

Исторически: в 2002 году после введения 31,7% спецпошлины на импорт авто происхождением из Российской Федерации, стоимость таких авто повысилась на 38% (31,7% + НДС (0,2% (31,7%). При этом стоимость аналогичных автомобилей, которые начали собираться в Украине, и при импорте которых не взимались спецпошлины, также повысилась, поскольку автосборочные предприятия воспользовались ситуацией и повысили свою рентабельность. Пострадали только покупатели авто — рядовые граждане Украины.

Решение о новом налоге, опубликованное вчера, спровоцирует подорожание иномарок с объемом двигателя 1000-15000 см3 почти на 7,8% (6,46% + НДС с пошлины 1,3%) и иномарок с объемом двигателя 1500-2200 см3 на 15,6% (12,95% + НДС с пошлины 2,6%)

Повторение запретом автоимпорта попытки вернуть народ Украины во времена СССР, когда полстраны стояло в очереди за «Запорожцами», а на иномарках передвигались только дипломаты, актеры и футболисты, прогнозируемо будет категорически негативно воспринято населением Украины.

Решение вступает в силу через 30 дней после дня публикации.

Официальная информационная справка ВААИД

Материал подготовлен на основе информации пресс-службы Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров