Вместимость или проходимость?

Последние десять лет в Европе держится мода на минивены и внедорожники. В ответ на рост спроса выпущено много моделей с такими кузовами. Но статистика неумолима: сегодня один из этих сегментов начинает терять позиции.

Структура рынка Украины Доля внедорожников в 2006 г., % рынка Структура рынка в Европе

Последние десять лет в Европе держится мода на минивены и внедорожники. В ответ на рост спроса выпущено много моделей с такими кузовами. Но статистика неумолима: сегодня один из этих сегментов начинает терять позиции.

Первый MPV (универсал повышенной вместимости, или минивен) на европейском рынке появился в 1984 году – компания Renault выпустила знаменитый Espace. Успех этой модели стал поводом для производства подобных машин и конкурентами, даже компанией Mercedes-Benz.

Минивен, и не один

Сегодня в модельной гамме ведущих европейских автопроизводителей уже по несколько моделей класса минивенов. Например, тот же Renault выпускает четыре модели – Modus, Scenic, Grand Scenic и Espace. Соответственно росту модельного ряда увеличивался и спрос – в 1994 году доля минивенов составляла 1,6% европейского рынка, в 2000-м – 8,2%, а в последние три года она стабилизировалась на уровне 14,3-14,6% и в абсолютных показателях 2,2 млн. В Украине MPV не пользуются такой популярностью, как в Старом Свете. Если 5 лет назад их доля составляла 1,6%, то в 2006?м – 2,3% отечественного авторынка новых машин: прирост всего 0,7%, что очень мало.

4х4 для равнины

Внедорожники, которые предназначены не только для преодоления буераков, тоже стали приобретать популярность лет двадцать назад. Со временем они превратились в SUV или SAV – транспортные средства для активного отдыха. Наибольшее количество этих машин выпускали японские компании – Toyota, Nissan, Mitsubishi и др. Вслед за ними внедорожники начали выпускать корейцы и европейцы – производители премиум-брендов. Скоро не останется ни одной марки, в гамме которой нет SUV. Активный рост продаж этих машин в Европе начался десять лет назад. Тогда доля рынка внедорожников с 2,5-2,9% выросла до 3-4%, а в 2006-м этот процент увеличился вдвое по сравнению с 1999 годом – до 8,2%. Причем внедорожники начали покупать не только в странах с преимущественно горным рельефом местности – Швейцарии, Норвегии и Исландии, но также в основном равнинных Бельгии, Германии и Франции. В Украине машины с полным приводом стали пользоваться популярностью сразу же, как только к нам начали поступать иномарки. Уже в 2002 году их доля составляла 7,4%. В 2006-м их было уже 11,3%, т. е. больше, чем в среднем по Европе.

Все смешается?

Итак, минивены и внедорожники переживают разные стадии развития на рынке. MPV уже достигли определенного уровня, и дальнейший рост данного класса маловероятен. Впрочем, минивенизация продолжается. Все больше автомобилей малого класса «растут» в высоту, приобретая форму кузова, как у MPV (например, Chevrolet Aveo, Hyundai Getz, Mitsubishi Colt). Более того, и внедорожники по своим потребительским качествам становятся все больше похожими на минивены. Так, уже несколько SUV, предназначенных для рынка Европы, предлагаются в семиместном варианте. В то же время идет обратный процесс. Например, уже сейчас несколько минивенов (Renault Scenic RX4, Mercedes-Benz R-Klasse, Hyundai H1, SsangYong Rodius) выпускаются с полным приводом. Все чаще легковые модели делают с внедорожным обвесом или полным приводом. Таким образом, классы постепенно смешиваются, и вполне возможно, что через несколько десятков лет четких различий между минивенами, внедорожниками и, к примеру, универсалами уже не будет.

Сергей Матусяк
Данные ACEA, Global Insight, Auto-Consulting

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ