X

Заокеанские перипетии

Корпорация Caterpillar Inc. этим летом объявила, что прекратит производство дизельных двигателей для американских тяжелых траков к 2010 году. Почему? Какие процессы проходят на рынке дальнобойных грузовиков в США?

Корпорация Caterpillar Inc. этим летом объявила, что прекратит производство дизельных двигателей для американских тяжелых траков к 2010 году. Почему? Какие процессы проходят на рынке дальнобойных грузовиков в США?

Корпорация Caterpillar Inc. этим летом объявила, что прекратит производство дизельных двигателей для американских тяжелых траков к 2010 году. Почему? Какие процессы проходят на рынке дальнобойных грузовиков в США?

Как утверждает руководство машиностроительного гиганта, решение относительно ухода с североамериканского рынка тяжелых двигателей вызвано несколькими причинами. Первое место в списке занимает избыток производственных мощностей. Сегодня моторостроители США в состоянии производить до полумиллиона дизелей для магистральных грузовиков, но спрос на силовые агрегаты пока не превышает 250 тыс. единиц в год. Вторая причина заключается в том, что конструкторы Caterpillar отказались от использования технологии отборного каталитического сокращения (мочевины) для достижения уровня эмиссии выхлопных газов будущего стандарта EPA-2010. До вступления в силу нового норматива осталось полтора года, но тратить огромные суммы на разработку более экологичного и «безмочевинного» мотора, а затем продавать его автопроизводителям небольшими партиями корпорация не захотела.

Президент группы Caterpillar Дуглас Р. Оберхельман отметил: «За последние 15 лет корпорация практически перестала зависеть от уровня продаж больших двигателей для американских шоссейных грузовиков. Этот вид бизнеса стал приносить совсем небольшой доход, менее 10% по сравнению с прибылью от нашей глобальной машиностроительной деятельности. В сущности, производство шоссейных двигателей является очень маленьким, почти специализированным рынком для Caterpillar, в отличие от других североамериканских мотористов. А говоря о двигателях для других целей, могу сказать, что мы ежегодно выпускаем приблизительно 400 тыс. силовых агрегатов, предназначенных для строительных машин и внедорожных грузовиков. И мы намерены и в будущем оставаться мировым лидером в этой области».

Caterpillar

Почти все грузовики Kenworth (на фото) и Peterbilt еще недавно оснащались двигателями Caterpillar.

Detroit Diesel

Фирмы Freightliner и Sterling при выборе двигателей не забывают своих партнеров по корпорации DTNA – Detroit Diesel и Mercedes.

«Красные» вытесняют «желтых»

Согласно данным, опубликованным на Wardsauto.com, лидером продаж тяжелых двигателей для грузовиков класса 8 по итогам четырех месяцев 2008 года стала компания Cummins. Она занимает первое место с долей 40,6%. Второе место поделили Detroit Diesel и Mercedes Benz – 24,3%; третью строчку держат Volvo и Mack (13,2%), за ними Caterpillar – 12,5%, а замыкает список Navistar с результатом 9,3%.

За четыре месяца выпущен 8321 двигатель Cat, и 5563 из них (67%) установлены на грузовики Kenworth и Peterbilt, хотя когда-то эти «желтые» моторы доминировали на данных траках.

Схема, по которой создаются американские грузовые автомобили, в последнее время претерпела существенные изменения. Мы сегодня видим серьезное стремление автопроизводителей к вертикальной интеграции. То есть покупателю стараются предложить и грузовик, и двигатель, и трансмиссию, выпущенные в одной корпорации. Именно эту философию культивировал Mack многие десятилетия.

В данное время компании Volvo и Маск производят собственные двигатели. Не отстает от них Navistar, выпуская свой мотор MaxxForce; фирмы Freightliner, Sterling и Western Star не забывают своих партнеров по корпорации DTNA – Detroit Diesel и Mercedes Benz. Американский лидер рынка грузовиков – корпорация Paccar, владеющая компаниями Kenworth и Peterbilt, уже давно объявила о «переброске» из-за океана двигательной платформы DAF МХ и запуска ее в серийное производство к 2010 году. То есть можно прогнозировать, что плацдарм для моторов Cat в грузовиках Paccar будет существенно снижен.

Cummins – лидер американского рынка двигателей для тяжелых грузовиков.

Что ж, остается констатировать, что только Cummins, как независимый моторостроитель, чувствует себя неплохо на американском рынке грузовиков, и естественно, что все автопроизводители оставляют для него место в списке опций. А второму независимому американскому мотористу – Caterpillar давно стало неуютно на домашнем дальнобойном рынке.

Крупные транспортные компании уже не заказывают машины с двигателями Caterpillar. Покупатели изменились. Это в прошлом перевозчики были неравнодушны к определенным маркам. Новым, прагматичным менеджерам наплевать на бренды и традиции. Для них грузовик является транспортным средством, а двигатель – это просто силовой агрегат. Им безразлично, желтого ли он цвета (Caterpillar), красного (Cummins) или черного (Detroit Diesel). Они заботятся только об одном – цене.

Сегодня двигатели Caterpillar еще покупают независимые и небольшие операторы. А вот крупные транспортники давно «обласканы» автопроизводителями, которые прилагают огромные усилия для проталкивания им своих грузовиков с собственными агрегатами.

Да, Caterpillar продолжит продавать двигатели уровня ЕРА-2007 до конца 2009 года, а также обслуживать и ремонтировать 1,6 млн. шоссейных моторов. Но с 1 января 2010-го, с вводом норм ЕРА-010 (аналог Евро 5) один из известнейших в мире мотористов – Caterpillar прекратит выпуск двигателей для американских магистральных грузовиков.

Мack и Volvo

 

Компании Volvo и Mack производят грузовики со своими моторами.

Paccar

Корпорация Paccar ставит собственные двигатели на свои грузовики марки Peterbilt.

Navistar

Фирма Navistar выпускает свой мотор MaxxForce. А платформа ее грузовиков International серий 5000 или 7000 станет базой для «всемирных» дорожных автомобилей с двигателями Caterpillar.

Уйти, чтобы остаться

Без сомнений, американский рынок двигателей для грузовиков что-то потеряет после того, как его покинет Caterpillar, но мировой, как выясняется, приобретет. Дело в том, что этот гигант надумал развернуть производство и продажу вне территории Северной Америки собственных дорожных грузовых автомобилей, предназначенных в основном для строительства, а также шасси под установку различного оборудования. И произойдет это, как сообщает руководство Caterpillar, в 2010 году в партнерстве с компанией Navistar.

Главная причина подобного решения – это емкость мирового рынка, который сегодня оценивается в 1,7 млн. коммерческих автомобилей, продаваемых ежегодно во всех странах. Кстати, Северная Америка в этой глобальной массе занимает всего 22%. Второе – это «слабый» доллар, который позволяет составить неплохую конкуренцию американским производителям. И третье – реальная способность Caterpillar заняться этим проектом и добиться в нем успеха благодаря своей технологии, имиджу и позициям на мировом рынке. Согласитесь, не у каждого глобального машиностроителя есть сбытовая сеть из 4700 дилеров по всему миру. К тому же многие крупные потребители, у которых уже имееется целый парк строительных машин Cat, вряд ли откажутся купить грузовики Caterpillar – ведь общие узлы и агрегаты, а также сервисное обслуживание для всей своей техники экономически выгодны.

Действительно, перспективы на пути к собственному шоссейному грузовику у американской корпорации более чем благоприятные. Как сказал Фил Кристман, вице-президент Navistar, будущий совместный автомобиль базируется на существующей платформе International серии 5000 или 7000 с максимальным использованием существующих компонентов Cat. В качестве силового агрегата, скорее всего, используют 15,0-литровый двигатель Caterpillar.

Таким образом, американский мировой гигант продолжит без всякой «головной боли» заниматься тяжелыми моторами для магистральных грузовиков, но исключительно в глобальном масштабе, прибавив к своему огромному строительному репертуару и внедорожной гамме новое шоссейное транспортное средство. Думается, через полтора-два года мы увидим множество «желтых» тяжелых грузовиков Cat, работающих по всему миру.

Владимир Чехута
Фото фирм-производителей и из архива редакции