X

Запчасти ищут СТО

Структура украинского рынка запчастей для постгарантийных автомобилей постепенно меняется. Несмотря на наличие контрабанды и огромные теневые обороты, крупнейшие операторы рынка воюют за «место под солнцем» с использованием самых современных маркетинговых технологий.

Структура украинского рынка запчастей для постгарантийных автомобилей постепенно меняется. Несмотря на наличие контрабанды и огромные теневые обороты, крупнейшие операторы рынка воюют за «место под солнцем» с использованием самых современных маркетинговых технологий.

Структура украинского рынка запчастей для постгарантийных автомобилей постепенно меняется. Несмотря на наличие контрабанды и огромные теневые обороты, крупнейшие операторы рынка воюют за «место под солнцем» с использованием самых современных маркетинговых технологий.

По оценкам независимых экспертов, объем рынка автозапчастей в нашей стране составляет от 0,5 до 1 миллиарда долларов. Причем только от одной трети до половины – продажи официальных дистрибьюторов, которые реализуют запчасти через собственные торговые сети. Другая часть обеспечивается за счет нелегального или полулегального ввоза.

Один бренд – несколько импортеров

Ряд крупнейших импортеров запчастей сбывают свою продукцию через европейские закупочные сети (Valmi Automotive, Elite, Intercars, «Метеор», «ЭСО Автотехникс»), некоторые мировые бренды открыли в Украине собственные представительства (Bosch, GoodYear, ExxonMobil и др.), существуют и национальные операторы («ЗИП-Авто», «АвтоФормула», Trade Line и др.). Впрочем, в отличие от рынка новых автомобилей, где импортеры обладают правом на эксклюзивное распространение одного бренда, производители наиболее популярных марок автозапчастей предоставляют возможность крупным украинским дистрибьюторам конкурировать со своей продукцией на территории всей Украины. Таким образом, один бренд производителей запчастей часто представляют до 10 импортеров. А учитывая большой объем рынка контрабандной продукции, число представителей одной «раскрученной» марки исчисляется десятками.

Для украинских потребителей такая ситуация, с одной стороны, выгодна. Ведь благодаря серьезной конкуренции цены на запчасти для легковых автомобилей остаются доступными (например, по сравнению с Россией). В то же время из-за отсутствия единой маркетинговой стратегии по продвижению марок автозапчастей их названия и имидж остаются для большинства конечных потребителей, то есть владельцев автомобилей, неизвестными. Сложно оценить и качество такой продукции, что серьезно затрудняет возможность выбора данного товара. В результате потребитель полагается на совесть мастера СТО или продавца в магазине, предпочтения которых часто субъективны.

Базар или рынок?

Реализация запчастей в Украине также пока мало похожа на европейскую систему сбыта. Большинство товаров в нашей стране все еще реализуется через авторынки или магазины, хотя доля этих пунктов продажи снижается. Причем там присутствует как безымянный, или контрабандный товар, так и качественный, ввезенный по официальным каналам. В то же время благодаря усилиям крупных дистрибьюторов за последние годы существенно выросли продажи через их собственные магазины, супермаркеты, центральный или региональные склады. Система логистики и компьютерного учета запасов на складах предполагает наличие достаточного количества ходовых деталей или товаров, быструю доставку (от нескольких часов до суток в зависимости от региона) к потребителю, которым обычно является мелкий магазин или сервис. Наибольшие перспективы у системы сбыта запчастей через станции сервисного обслуживания, которая сегодня составляет от 1/5 до 1/3 продаж официальных операторов. Ведь современная система сбыта, которая внедрена лидерами рынка автозапчастей, близка к европейским стандартам.

Крупные дистрибьюторы запчастей уже не первый год пытаются создать сеть собственных или партнерских СТО, которые бы пользовались импортируемыми ими товарами. Но подобных сетей мало («Bosch-Сервис», ATL-сервис), многие еще только в стадии развития. Среди новых направлений, освоенных за последние годы дистрибьюторами запчастей, – поставка автоаксессуаров и дополнительного оборудования на фирменные СТО, обслуживающие новые автомобили, а также в супермаркеты продтоваров и магазинчики при АЗС.

Готовимся к буму

Сегмент запчастей для постгарантийных машин растет не так стремительно, как рынок новых автомобилей. По оценкам экспертов, объем рынка в 2006 году вырос в сравнении с предыдущим на 15–30%. Между тем некоторые операторы рынка говорят о двукратном увеличении продаж. Впрочем, рынок автозапчастей вскоре ожидает довольно значительный рост. Ведь с увеличением продаж новых автомобилей растет и количество машин, снятых с гарантийного обслуживания. А их владельцы покупают не оригинальные, а так называемые фирменные (то есть вторичного рынка) запчасти. Впрочем, увеличение за последний год автодистрибьюторами сроков гарантии на новые автомобили до 3–6 лет несколько изменит темпы роста рынка автозапчастей.

 Вторичный рынок запчастей

Объем 0,5-1 млрд. долл.
Рост за 2006 год +15–30%

 Справка «АЦ»

А как в Европе?

В развитых европейских государствах структура сбыта автозапчастей для вторичного рынка существует уже несколько десятилетий. Производители поставляют свою продукцию с различных заводов, расположенных по всему миру, к крупнейшим дистрибьюторам. Те, в свою очередь, через собственные или партнерские компании распределяют запчасти на региональные склады, с которых ведутся поставки для клиентов близлежащих стран или областей. Главными клиентами таких фирм-оптовиков являются сети универсальных СТО или экспресс-пунктов по замене расходников. Причем нередко такие сети являются собственностью компаний по распространению запчастей. Это выгодно потребителю, ведь таким образом достигаются конкурентоспособные цены и поддерживается гарантия на запчасти и их установку. Автомагазины и рынки здесь задействованы в меньшей степени.

Рост замедлился

Структура рынка caraudio в Украине куда более цивилизованна, чем автозапчастей. Большинство брендов, представленных в нашей стране, распространяются силами представительств этих марок или официальными дистрибьюторами. Товар реализуется через сети супермаркетов, инсталляционные мастерские, автосалоны, авто- или радиорынки. Благодаря наличию «хозяина» марки в стране каждый бренд имеет собственную маркетинговую политику, для Украины (или, например, стран СНГ) выделен специальный модельный ряд, у лидеров работает собственная сервисная сеть. Рынок представлен несколькими десятками марок, но примерно 70% занимают «японцы» – JVC, Kenwood, Panasonic, Pioneer, Sony.

Несмотря на стремительный рост рынка новых автомобилей, продажи caraudio в Украине по сравнению с 2005 годом выросли всего на 10–15%, их объем оценивается в 500–700 тыс. гривен.

В последнее время состав товаров рынка caraudio очень изменился. Кассетные магнитолы практически не продаются даже в нижних ценовых сегментах. Зато растет доля CD-ресиверов с возможностью проигрывания МР3-файлов. Увеличиваются объемы поставки мультимедийных систем, автомобильных дисплеев, начинает формироваться рынок навигационных аппаратов.

 Caraudio

Объем 100–120 млн. долл.
Рост за 2006 год +10–15%

Продажа и замена

В настоящее время в Украине присутствует около 100 брендов моторных масел. Причем импортные производители представлены в основном в среднем и высшем ценовом сегменте, а отечественные и российские – в нижнем и среднем. Большинство лидеров мировых производителей смазочных материалов продвигают свою продукцию через официальные представительства, а реализовывают – с помощью отечественных дистрибьюторов запчастей и сети официальных дилеров автомобилей. Объем рынка моторных масел для легковых автомобилей составляет 50–60 млн. литров, что оценивается в 150–250 млн. долларов. Рост рынка по разным оценкам составляет от 5 до 20% в год.

В настоящий момент более половины розничных продаж приходится на магазины и рынки, но уже заметна устойчивая тенденция к снижению доли этих сегментов и увеличению продаж через фирменные и независимые сервисные станции. Растет реализация масел и через пункты их замены на автозаправках или СТО.

 Моторные масла

Объем 150–250 млн. долл.
Рост за 2006 год +5–20%

Подготовил Сергей Матусяк
Фото из архива редакции