X

Автоматические коробки передач

Некоторые совет по управлению автомобилем

Некоторые совет по управлению автомобилем

Некоторые совет по управлению автомобилем

Продолжение. Начало читайте в №14, 15

Наш небольшой обзор такого средства облегчения труда водителя, как автоматические коробки передач, показал, что подавляющее большинство «автоматизированных» автомобилей оборудовано гидромеханическими коробками передач. Поэтому сегодня мы более подробно рассмотрим особенности управления именно такими автомобилями.

Режимы работы

Р – парковка. В этом положении включен трансмиссионный тормоз, удерживающий машину во время стоянки. Двигатель работает на холостом ходу. Этого тормоза достаточно на ровном месте. В ином случае сначала затяните ручной тормоз, а затем включите трансмиссионный – Р. В этом положении рычага можно запускать двигатель.

R – задний ход. Это положение рычага можно включать только при полной остановке автомобиля, иначе поломки не избежать.

N – нейтраль. Здесь все понятно: вращение от двигателя не передается к ведущим колесам и незаторможенная машина может свободно катиться. В данном положении, как и положении Р, возможен пуск двигателя. Во время движения автомобиля включать нейтраль не рекомендуется. Но если это все же произошло, необходимо сбросить газ и только после того, как упадут обороты, включите нужную передачу.

D – движение. Положение для езды. В этом случае обеспечивается оптимальный режим работы двигателя и движения автомобиля в нормальных условиях. В автоматическом режиме последовательно включаются все передачи (обычно их четыре). Автомобиль начинает движение со второй передачи (в Mercedes-Benz Последних выпусков – с первой передачи) – это обусловлено работой гидротрансформатора. Первую передачу при необходимости включает только «кик-даун». Торможение двигателем в данном положении рычага достаточно эффективно. При кратковременных остановках (несколько минут) положение D не нужно выключать, а автомобиль удерживается на месте нажатием педали тормоза. При более длительных остановках рычаг необходимо переводить в положение Р или N.

S (либо цифра 3) – диапазон пониженных передач. В это положение рекомендуется переводить рычаг на дороге с небольшими подъемами и спусками. Высшая передача в данном случае – третья. Первую передачу можно включить с помощью «кик-даун». В положении S торможение двигателем еще более эффективно, чем в положении D.

L (либо цифра 2) – второй диапазон пониженных передач. Используется для езды в тяжелых условиях, например, в горах. В этом положении включается только первая (для трогания с места) и вторая передачи. Торможение двигателем еще эффективнее, чем в положении S. Если при наборе скорости передвинуть рычаг в положение S, a затем обратно в L, то вторая передача включается раньше.

Следует отметить, что рычаг селектора автоматической коробки передач можно переводить из положения D в S и даже в L (соответственно 3 или 2) во время движения, например, при обгоне. Но так как в этот момент включается понижающая передача, есть опасность «перекрутить» двигатель. Чтобы этого не произошло, по меткам на шкале спидометра контролируйте предельную скорость на данной передаче, или следите за оборотами двигателя по тахометру, если таковой имеется.

В некоторых современных моделях автомобилей, например, Volvo 960, автоматическая коробка передач имеет специальный режим W (winter – зима).

Разгон

Момент переключения передач в автоматической коробке зависит от скорости автомобиля, нагрузки на двигатель, от того, плавно или резко вы нажимаете на акселератора, конечно же, от положения рычаг» селектора (он имеет такое название», поскольку предназначен для выбора режима работы коробки). Во время движения, если вы прибавляете «газ» понемногу, плавно надавливая на акселератор, каждая следующая (т.е. высшая) передача будет включаться, как только обороты двигателя станут достаточными для перехода на нее, и разгон автомобиля при этом происходит плавно. Если же вы нажимаете на педаль резко, передачи станут переключаться несколько позднее, а разгон будет интенсивнее. На автоматических коровках передач последних годов выпуска имеются переключатели режима разгона: N – нормальный (либо Е – экономичный) и S- спортивный.

Кик-даун

Это устройства принудительно включает низшую передачу и позволяет достичь наибольшего ускорения. Для «кик-дауна» необходимо резко нажать на педаль газа до упора, затем резко ее отпустить. При этом включается низшая передача и при дальнейшем нажатии на педаль автомобиль разгоняется с максимальным ускорением. Когда нужная скорость будет достигнута, сбрасывается газ – опять включается; высшая передача, например, четвертая после третьей.

При кратковременной остановке достаточно отпустить 'педаль акселератора и затормозить автомобиль ножным тормозом. Рычаг селектора при этом остается в положении для движения (D,S,L). Но обязательно удерживайте машину на месте, нажав на педаль тормоза, иначе автомобиль может тронуться, особенно если обороты холостого хода повышенные (например, в холодное время года). Такая особенность автоматической трансмиссии: даже на холостом ходу не исключается полностью передача крутящего момента к ведущим колесам.

При более продолжительной остановке с выключенным двигателем переведите рычаг в положение N. Остановившись на подъеме, удерживайте машину ножным тормозом. Маневрируя в ограниченном пространстве, контролируйте движение, слегка отпуская педаль тормоза.

Буксировка

Неисправный автомобиль можно буксировать, только установив рычаг в положение N со скоростью не более 50 км/час на расстояние не свыше 100 км. Если потребуется перевезти машину на большее расстояние, придется демонтировать карданный вал или «вывесить» ведущие колеса (например, поставив их на специальную тележку).

Техническое обслуживание

Для автоматической коробки оно сводится к проверке уровня масла, замене масла и фильтра. Обратите внимание, что уровень масла в автоматической коробке передач проверяется при работающем двигателе. В автоматических коробках можно использовать только специальное масло ATF (Automatic Transmission Fluid). Попытки залить что-то другое заканчивается одинаково – поломкой. ATF можно легко отличить от других: оно красноватого цвета и почти без запаха. Масло заменяют, как правило, через каждые 60 тыс. км пробега одновременно с фильтром. Если машина эксплуатируется в тяжелых условиях, рекомендуется делать это чаще – через каждые 30 тыс. км без замены фильтра и каждые 60 тыс. км – вместе с фильтром. Если масло слито, ни в коем случае не запускайте двигатель и не буксируйте автомобиль. В процессе эксплуатации автоматическая коробка передач нуждается в регулировках. Строгое выполнение рекомендаций по уходу и эксплуатации гарантирует ее безотказную работу в течение долгого времени (250000 км пробега и более).

Этой публикацией мы завершаем обзор автоматических коробок передач. Но тему эту не закрываем и приглашаем вас задавать вопросы, связанные с эксплуатацией и ремонтом «автоматов». Ответы на все интересные вопросы мы опубликуем в одном из ближайших номеров.

Продолжение следует…