Держи колесо!

Автомобиль стремительно мчится по шоссе – кажется, никому не угнаться за ним. Но вдруг, подпрыгивая на неровностях, машину обгоняет колесо. Пассажиры, смеясь, провожают его взглядами. Но их настроение радикально меняется, когда они узнают, что это колесо от их автомобиля…

При энергичном маневрировании полуспущенное колесо может сделать поведение машины непредсказуемым. Но самое страшное – оно может попросту разбортироваться. Даже несквозные порезы могут привести к внезапному разрыву шины и потере контроля над машиной. Эксплуатировать «резину» с обнаженными нитками брекера и нарушенной формой тоже нельзя.

Автомобиль стремительно мчится по шоссе – кажется, никому не угнаться за ним. Но вдруг, подпрыгивая на неровностях, машину обгоняет колесо. Пассажиры, смеясь, провожают его взглядами. Но их настроение радикально меняется, когда они узнают, что это колесо от их автомобиля…

В сегодняшней «Автошколе» – разговор о том, как вести себя водителю в случае поломки ходовой части во время движения.

На трех колесах

Вероятность отрыва колеса невелика, но такое случается. В подобной ситуации важно не растеряться и помнить, что и трехколесной машиной можно управлять – например, гонщики-раллисты при потере столь важной составляющей ходовой части умудряются доехать до финиша участка. В повседневной практике последствия такой поломки могут быть разными – в зависимости от того, отделится от автомобиля сорвавшееся с креплений колесо или застрянет в колесной нише. Это, в свою очередь, может зависеть от ширины колеса и размеров колесной арки.

Тяжесть последствий в случае, если колесо все-таки отделится от машины, зависит от ее загрузки и от того, какое именно колесо потеряно. Хуже, если автомобиль лишился переднего, поскольку именно на «передок» приседает авто при остановке. При потере колеса с задней оси тормозить можно смелее.

В любом случае в первую секунду автомобиль продолжит движение, затем накренится и начнет цеплять тормозным диском или барабаном за асфальт. Из-за этого машина может изменить направление движения или даже перевернуться. Чтобы не допустить опрокидывания, нужно стремиться сохранить прямолинейность движения и избежать попадания поврежденной стороны в яму, на стык дорожного полотна, бордюр, выступающий канализационный люк и т. п. Если ставший трехколесным автомобиль плохо слушается руля или при рулении опасно кренится, лучше позволить ему двигаться в произвольном направлении (естественно, это не должно причинять вред окружающим). Пользоваться тормозами можно, но нажимать на педаль нужно аккуратно, избегая увода машины в сторону.

Более серьезными будут последствия, если оторвавшееся колесо не отделится от авто, а застрянет под крылом. В таком случае машину почти обязательно развернет в «аварийную» сторону. Многое будет зависеть от скорости движения автомобиля в момент происшествия – и чем скорее ее удастся погасить, тем лучше. Зато тормозить в этом случае можно без ограничений.

Спустила шина

Как правило, чаще внезапно теряет давление камерное колесо. В отличие от вышеописанной ситуации, автомобилем с резко спустившей шиной все-таки можно управлять. Тем не менее, машину начинает уводить в сторону поврежденной покрышки, руль вырывается из рук, даже прямолинейное движение дается с трудом. Поэтому «поймать» автомобиль в таком случае бывает нелегко – он рыскает по курсу с большой амплитудой. Особенно трудно рулить, если машина загружена, еще сложнее – если не оснащена усилителем руля.

Главное в такой ситуации – не тормозить сразу с большой скорости, поскольку от этого увод машины только увеличится. Хорошо, если удастся, вовремя вывернув «баранку», сразу удержать авто на прямой, не допустив начала его виляния. При этом важно не «перекрутить» руль, а повернуть его точно на столько, сколько нужно для противодействия силе увода. По возможности нужно избегать выезда на обочину, поскольку у ее покрытия иной коэффициент сцепления.

Независимо от того, какое колесо спущено, скорость гасить нужно, тормозя двигателем, плавно отпуская педаль сцепления после каждого переключения. Если при этом будет усиливаться рыскание машины, педаль придется выжать снова и двигаться накатом до тех пор, пока рыскание не будет скорректировано рулем. Замедлившись до скорости 10 – 15 км/ч, можно воспользоваться тормозами для окончательной остановки.

 Опасность

Оторвавшееся от автомобиля колесо может угрожать окружающим, поскольку представляет собой движущееся тело массой 12 – 16 кг, к тому же с устойчивой осью вращения. Поэтому нелишним будет привлечь внимание участников дорожного движения к этой угрозе. Если вы стали случайным свидетелем подобного происшествия, будучи пешеходом, можете изменить «курс» катящегося колеса, с силой ударив ногой по передней или задней части. Кстати, отвечать за последствия встречи колеса с другим транспортом, дорожным оборудованием и пешеходами придется водителю автомобиля, его потерявшего.

 Предвестники «отпада»

Плохо затянутые из-за «слизанных» граней болты или гайки могут стать причиной «потери» колеса.Чаще всего колесо теряется из-за обрыва или откручивания крепящих его гаек, шпилек либо болтов, реже – из-за отворачивания центральной гайки ступицы; совсем маловероятна поломка полуоси. Перед тем, как оборваться, плохо прикрученное колесо издает шум: бессистемный стук на прямых при скорости до 50 км/ч, щелкающие звуки при ускорении, замедлении и в поворотах.

 Симптомы «гипотонии»

На разных автомобилях «пробитое» колесо проявляет себя по-разному. Водитель переднеприводной модели во время движения может не замечать, что заднее колесо спущено. Повреждение может проявиться только при маневрировании, когда характер поведения машины резко изменится. В то же время на заднеприводной версии о спущенном заднем колесе сигнализирует виляние «задка» на прямой, увод в сторону. Часто о неприятности свидетельствует шум – хлопающий звук «пережевываемой» покрышки или стук диска об асфальт. Также нужно обращать внимание на сигналы, которые подают вам водители других автомобилей – обычно, заметив неисправность у соседа по потоку, коллеги указывают на неблагополучный узел машины рукой. Одинаково опасно для всех типов привода резкое падение давления в переднем колесе на высокой скорости.

 Почему вдруг

Увлекающиеся быстрой ездой могут «просветить» каркас шин на особом стенде.Причиной резкого падения давления служит не прокол, а разрыв вследствие удара о край ямы или наезда на острый предмет. Поэтому несколько секунд после преодоления такого «препятствия» нужно быть готовым к сюрпризам со стороны колеса, принявшего удар. Старая покрышка может разгерметизироваться из-за разрушения каркаса. «Бескамерки» внезапно теряют давление на порядок реже, чем камерные, поскольку усиленная каркасом покрышка не может порваться в один миг, в отличие от камеры.

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка и Сергея Кузьмича

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ