X

Езда в темное время суток: Культпросвет

Когда навстречу едет машина с дальним светом, многие в отместку отвечают тем же. Так и ездим по ночным дорогам – «отмщенные», но полуслепые от яркого света. «Автоцентр» предлагает заключить перемирие в «световой войне».

Когда навстречу едет машина с дальним светом, многие в отместку отвечают тем же. Так и ездим по ночным дорогам – «отмщенные», но полуслепые от яркого света. «Автоцентр» предлагает заключить перемирие в «световой войне».

Когда навстречу едет машина с дальним светом, многие в отместку отвечают тем же. Так и ездим по ночным дорогам – «отмщенные», но полуслепые от яркого света. «Автоцентр» предлагает заключить перемирие в «световой войне».

Поездки по ночным украинским дорогам становятся серьезным испытанием на водительское мастерство: разметка нанесена далеко не везде, встречные полосы не разделены барьером, необозначенные обочины и коварные ямы таят опасность. Да еще и коллеги-автомобилисты добавляют проблем…

Дальним светом по глазам

Вечером и километра не проедешь по дороге, чтобы не быть ослепленным светом встречного транспорта. Одни водители принципиально игнорируют ПДД и коллег по потоку – с закатом солнца они включают дальний свет и не выключают его до самого дома. Многие даже и не ведают, что причиняют какие-то неудобства другим водителям. Ведь сегодня иметь на машине пару-другую «противотуманок» считается чуть ли не признаком хорошего тона. А между тем эти фары должны быть правильно установлены и применены.

Большинство украинских автомобилистов вряд ли припомнят, когда в последний раз регулировали свет фар своих машин. А зачем? Дорога освещается, дальний светит дальше, ближний – ближе, край обочины захватывавает – и хорошо. Культура же пользования осветительными приборами начинается с их правильной регулировки. Для этого нужно только съездить на СТО. На худой конец, можно найти ровную площадку возле стены темного цвета и согласно инструкции самостоятельно покрутить два винта на каждой фаре – было бы желание.

Несколько сложнее обеспечить «комфортность» своих лучей для встречных водителей вне зависимости от загрузки машины, ведь далеко не все модели имеют корректор фар. Конечно, если «задранные» в небо лучи старенькой перегруженной легковушки слепят всех и вся, ее владелец формально не виноват. Но ведь совсем несложно перед дальней поездкой с большой нагрузкой подрегулировать свет, опустив лучи, – из чувства уважения к коллегам.

Культурного человека и ночью видно

Впрочем, навредить ближнему в темноте можно и с отлаженной оптикой. Например, если догнать попутчика-тихохода и тянуться за ним в ожидании удобного места для обгона, не переключаясь на ближний. Казалось бы, встречных машин нет, зачем же переключаться? Но ведь далеко не каждый автомобиль (особенно из числа тихоходов) оснащен зеркалами с эффективным автоматическим затемнением. Кстати, и правила в этом случае предписывают переключение на ближний. Чтобы дать знать водителю сзади идущей машины о том, что его свет слепит, некоторые подают ему сигнал «аварийкой». Если это не помогает, единственный выход – уступить дорогу.

Свет синего цвета

Особую категорию «ночных путешественников» составляют любители светового тюнинга. Многие ставят лампы головного света повышенной мощности, не предусмотренные конструкцией. Такая светотехника способна слепить встречных автомобилистов даже при своевременном переходе на ближний. Особенно, если при самостоятельной установке ламп владелец нарушит геометрические параметры оптического элемента. Газоразрядными ксеноновыми лампами, дающими мощный световой поток столь модного синеватого оттенка, на заводах комплектуют только автомобили, оснащенные динамической регулировкой светового луча. И делается это именно из-за возможного ослепления других участников движения ярким и резким светом. Поэтому не стоит самостоятельно комплектовать свою машину даже «псевдоксеноном».

Ходовые огни

Неприятности при ночной езде могут доставить и автомобили с тюнингом задней светотехники. Встречаются драйверы, подключающие задние противотуманные фонари в качестве дублирующих стоп-сигналов или даже габаритных огней. Если ехать за таким «новатором» несколько кварталов, глаза устанут от красных «зайчиков». Другая крайность – заклеивание задних светоблоков пленками. Это может стать причиной ошибки при определении расстояния до впереди идущего автомобиля. К аналогичным последствиям приводит и несоответствие вольтажа и мощности ламп.

Гирлянды цветных светодиодов, подсветка днища и неон вокруг номерных знаков хоть и не слепят соседей по потоку, но отвлекают их внимание. Поэтому корректный водитель не будет включать такую иллюминацию на улицах с напряженным движением.

Очевидно, что трудности ночного вождения во многом возникают по вине самих же водителей. И устранить их – также в силах автолюбителей.

 Что говорят Правила
Выдержка:
из п.19.2. Дальний свет следует переключать на ближний не менее чем за 250 м до встречного транспортного средства, а также тогда, когда он может ослепить других водителей, в частности, двигающихся в попутном направлении.
Свет необходимо переключать и на большем расстоянии, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар укажет на необходимость в этом;
из п.19.7. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к сигналам торможения;
из п.31. Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии следующих технических неисправностей и несоответствии таким требованиям:
п.31.4.3…б) нарушена регулировка фар;
…в) не горит лампа левой фары в режиме ближнего света;
…г) на световых приборах нет рассеивателей или используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора;
…д) на рассеивателях световых приборов нанесено тонирование или покрытие, уменьшающее их прозрачность или светопропускание.


В случае ослепления:

п.19.3: водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, остановиться. Возобновление движения разрешается только после того, как зрение вернется в норму.

 Как остаться «зрячим»
Если встречное транспортное средство движется с ярким светом, следует отвести от него глаза и смотреть на обочину. Периферийным зрением человек все равно контролирует обстановку, но зрачок не среагирует на самый яркий свет. Ослабить слепящее действие чужих фар поможет чистое (с обеих сторон!) и непоцарапанное лобовое стекло автомобиля.
При приближении к автомобилю с ярким источником света опытные водители закрывают один глаз. Открыв его после разъезда, легче не потерять ориентацию на дороге.
Ослабить слепящее действие фар идущих сзади машин помогают зеркала заднего вида, изготовленные из специального затемненного стекла. Внутрисалонное зеркало такого типа крепится зажимами поверх штатного, наружное придется заменить. От бликов на собственном стекле защищают специальные очки с «полароидными» стеклами.

 Прогресс против ослепления

Конструкторы все время пытаются справиться с субъективными факторами, влияющими на безопасность ночной езды. В начале 1970-х годов появились зеркала с переключающимся вручную режимом «день-ночь», потом – затемненное стекло в них. В начале 90-х рассматривался вопрос об изготовлении лобовых стекол и колпаков фар из поляризованного стекла-монохрома, делающего свет «невидимым» для встречного водителя, но из-за высокой цены дело застопорилось. Сегодня ведущие автопроизводители испытывают «умные» фары, самостоятельно определяющие возможность и необходимость переключения дальнего и ближнего света. А General Motors разработал систему ночного «теплового зрения» «Найт Вижн» с проецированием изображения на лобовое стекло.

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка, Владислава Бойко и Hella