X

Избежать ненужных «поцелуев»

Каждый раз, видя аварию, мы удивляемся бессмысленности произошедшего: нам кажется, что предотвратить ее было несложно. Попытаемся заранее проанализировать ряд типичных ДТП, чтобы не столкнуться «по-глупому».

Каждый раз, видя аварию, мы удивляемся бессмысленности произошедшего: нам кажется, что предотвратить ее было несложно. Попытаемся заранее проанализировать ряд типичных ДТП, чтобы не столкнуться «по-глупому».

Каждый раз, видя аварию, мы удивляемся бессмысленности произошедшего: нам кажется, что предотвратить ее было несложно. Попытаемся заранее проанализировать ряд типичных ДТП, чтобы не столкнуться «по-глупому».

 Помним о смещении прицепа

Ситуация. Грузовик с прицепом снижает скорость и начинает разрешенный поворот направо из второго ряда (п.10.6 ПДД). Но по правой полосе приближается легковой автомобиль, водитель которого также приступает к повороту. Водитель грузовика не видит легковушку, попавшую в так называемую «мертвую зону», и прицепом задевает ее. Водителя грузовика можно обвинить в нарушении п.10.6, так как такой поворот разрешен только при условии, если он не создаст опасности или препятствий другим участникам движения. Но тому, кто за рулем легковушки, тоже следовало бы подумать. Пункт 2.3 «б» ему предписывает «быть внимательным, следить за дорожной обстановкой, соответственно реагировать на ее изменение».

Совет. С момента включения указателя поворота водителем грузовика водитель легковушки должен оценить свои возможности и учесть ограниченную видимость «по правому борту» у коллеги по потоку. Смещение к центру поворота у длинных автопоездов может достигать 1,5-2 м, и рисковать, пытаясь проскочить в узкую щель, не стоит. Как только грузовик начинает поворот, уже вступает в действие п.12.3, в соответствии с которым водитель легкового авто «в случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое он объективно способен обнаружить, должен принять меры для уменьшения скорости вплоть до остановки».

 Будь готов к помехе за поворотом

Ситуация. По улице с одной полосой движения в каждую сторону к Т-образному перекрестку приближается автобус. Водитель легкового автомобиля, пытаясь обогнать его, выезжает на полосу встречного движения, пересекая сплошную линию разметки. Здание перекрывает обзор влево, и он не видит грузовик, водитель которого собирается повернуть направо. В результате автомобили сталкиваются. Вина водителя легкового автомобиля очевидна. Пересечение линии разметки 1.1 запрещено. Исключение составляет объезд неподвижного препятствия, из-за размеров которого нельзя не пересечь разметку, а также обгон одиночных транспортных средств, движущихся со скоростью менее 30 км/час, но при условии обеспечения безопасности дорожного движения. Однако из-за ограниченной видимости водитель не может правильно оценить ситуацию, поэтому подобные обгоны недопустимы.

Совет. В аналогичных условиях на месте водителя грузовика будьте особо внимательны – совершайте поворот на минимальной скорости и как можно ближе к краю проезжей части (что соответствует требованиям ПДД). Это позволит предупредить столкновение с возможным нарушителем или по крайней мере уменьшить тяжесть его последствий.

 Не видишь – остановись

Ситуация (1). Водитель автобуса начинает левый поворот на перекрестке. Водитель грузовика, также совершающий левый поворот, не видит приближающийся за автобусом легковой автомобиль, объезжающий автобус справа, и выезжает на полосу движения легковушки.

Совет. В данной ситуации двигаться нужно с минимальной скоростью, пока окончательно не прояснится, есть ли кто-то за автобусом. Водителю легковушки следует мигнуть фарами, чтобы привлечь к себе внимание, и снизить скорость. Да, у него есть преимущественное право проезда перекрестка, но разве лучше потом стоять у разбитой машины с гордым сознанием своей правоты?

Ситуация (2). Грузовик с прицепом останавливается в левом ряду перед перекрестком, пропуская движущуюся по главной дороге машину. По правому ряду к перекрестку приближается легковой автомобиль. До момента выезда поворачивающего направо автомобиля на перекресток ни его водитель ни водитель машины, едущей по главной дороге, друг друга не видят, так как грузовик полностью перекрывает обзорность.

Совет. Естественно, водитель автомобиля, поворачивающего направо, не должен выезжать на перекресток, выполняя требование знака 2.1 «Уступить дорогу». Для водителя, движущегося по главной дороге, появление на перекрестке крупногабаритного транспортного средства (грузовик с прицепом, полуприцепом, автобус) должно сработать как сигнал «Внимание!». Из-за грузовика может появиться что угодно, поэтому нужно быть готовым к торможению. Аналогичная ситуация возможна на регулируемом перекрестке с дополнительной секцией на светофоре, разрешающей поворот направо, или зеленой стрелкой у красного сигнала (перекресток, где в порядке эксперимента разрешен поворот направо на красный сигнал светофора при условии пропуска пешеходов и водителей, движущихся на зеленый свет).

 Не уверен – не проезжай!

Ситуация. На перекрестке в правом ряду стоит автобус, по левому ряду к перекрестку подъезжает легковой автомобиль. Загорается зеленый свет, автобус трогается с места, и водитель легковушки решает проехать перекресток, не снижая скорости. Из-за автобуса он не видит легковой автомобиль, водитель которого заканчивает левый поворот. Во время интенсивного движения маневр обычно заканчивают уже на красный свет (встречный поток просто не дает возможности повернуть на зеленый), что создает дополнительную опасность.

Совет. Подъезжая к перекрестку, на котором только загорелся разрешающий сигнал светофора, особенно если крупногабаритные транспортные средства закрывают вам видимость хотя бы в одну сторону, – притормозите, пока не убедитесь в безопасности проезда, чтобы не нарушить п.16.5 ПДД. Для левого поворота в такой ситуации «последний момент» следует использовать осторожно, так как тот же автобус закрывает видимость в сторону левой полосы. Если она свободна, по ней вполне кто-то может двигаться на большой скорости.

 Не тормози на зеленый, держи дистанцию

Ситуация. К перекрестку с мигающим зеленым светом подъезжают несколько автомобилей, в том числе по правой полосе легковушка и грузовик. Увидев мигающий зеленый свет, водитель легкового автомобиля применяет экстренное торможение. Водитель грузовика, не успев остановиться, въезжает в багажник легковушки.

Водитель легкового автомобиля нарушил п.12.9 «г», который запрещает резко тормозить, кроме тех случаев, когда без этого невозможно предотвратить ДТП. Его реакция на изменение режима работы светофора тоже была неправильной, так как мигающий зеленый свет разрешает движение, но информирует о том, что вскоре сигнал сменится желтым. И если бы водитель пересек стоп-линию на мигающий зеленый свет, то в соответствии с требованиями п.16.8 ПДД он не просто имел бы право, а обязан был бы выехать с перекрестка независимо от сигнала светофора.

Совет. Если зеленый свет начал мигать непосредственно перед вашим автомобилем, не стоит резко тормозить. Но если до перекрестка достаточно далеко, лучше начать замедление, так как скоро загорится желтый свет, запрещающий въезд на перекресток. Водитель грузовика в любой ситуации должен соблюдать безопасную дистанцию (расстояние до транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе, которое в случае его внезапного торможения или остановки позволит избежать столкновения без выполнения какого-либо маневра (п.1.10)), учитывая разницу в эффективности тормозов автомобилей.

 Зеленый – не всегда разрешающий

Ситуация. К перекрестку по свободной правой полосе подъезжает легковой автомобиль. Увидев загоревшийся зеленый сигнал светофора, он продолжает движение, не снижая скорости. Но из-за стоящего грузовика он не замечает автобус, который въехал на разрешающий сигнал светофора и заканчивает проезд перекрестка, выполняя требования п.16.8. В результате происходит столкновение.

Совет. Подъезжая к перекрестку, где стоящие автомобили не начинают движение на разрешающий сигнал светофора или двигаются медленно, притормозите до полного выяснения обстановки, особенно если у вас ограничена видимость. Опасность представляют автомобили, завершающие проезд перекрестка с других направлений. К ним могут добавиться и пешеходы, завершающие переход улицы. Водитель автобуса в подобном случае должен трезво оценивать динамические качества своего «тихохода», а также учитывать, что в салоне пассажиры, и не рисковать их жизнью. Определение виновников в подобной ситуации – достаточно сложная процедура. Но если установлено, что водитель автобуса въехал на перекресток на разрешающий сигнал светофора, то водитель легковушки будет признан виновным, так как в соответствии с п.16.5 «при включении сигнала светофора, разрешающего движение, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток».

В статье использованы схемы типичных аварийных ситуаций, разработанные специалистами Центра безопасности дорожного движения Департамента ГАИ МВД Украины для автошкол и учебных заведений на основе анализа ДТП в Украине.

Подготовил Александр Ландарь