X

Как удержаться на четырех

Нынешняя зима в Украине пока не особенно баловала нас снегом, хотя уже напоминала о себе первыми крепкими морозами. А к зимним дорогам должны быть готовы е только автомобили, но и водители.

Нынешняя зима в Украине пока не особенно баловала нас снегом, хотя уже напоминала о себе первыми крепкими морозами. А к зимним дорогам должны быть готовы е только автомобили, но и водители.

Нынешняя зима в Украине пока не особенно баловала нас снегом, хотя уже напоминала о себе первыми крепкими морозами. А к зимним дорогам должны быть готовы е только автомобили, но и водители.

Когда зима по-настоящему вступает в свои права, многие водители неожиданно для себя начинают испытывать неуверенность на дорогах – их автомобили в прямом смысле слова теряют почву под собой! Тому есть целый ряд причин, но главные две: неполная зимняя экипировка машины (а иногда вообще отсутствие таковой) и недостаток опыта управления автомобилем на скользких и заснеженных дорогах. Подобная ситуация чревата серьезными неприятностями, поэтому европейская штаб-квартира Suzuki проводит цикл специальных зимних тренингов Snow Camp, участники которых могут не только проверить свои навыки, но и освоить приемы безопасного управления в экстремальных условиях, а также на практике познакомиться с работой различных «профильных» систем автомобилей. Мы побывали на одном из таких мероприятий в городе Кюхтай в австрийских Альпах на высоте 2020 м над уровнем моря. Снега и мороза там было предостаточно, а инструкторы Suzuki и специально подготовленные трассы помогли освежить и пополнить знания.

Сначала – теория

Мы знаем еще по школе: прежде выучи теорию, а потом закрепи ее на практике. При повышении водительского мастерства это важное правило также остается в силе.

Во-первых, нужно изучить свой автомобиль, его особенности. В первую очередь – назначение шин, тип привода (в том числе алгоритмы включения полного привода, алгоритмы автоматической КП), а также функции и возможности дополнительных систем активной безопасности (ABS, TCS, ESP). Не помешает еще раз прочитать инструкцию по эксплуатации, провести «эксперименты» на безопасной площадке, чтобы поведение машины на дороге не стало сюрпризом. Почитав «советы бывалых» про снос и занос, нужно самому почувствовать, как ведет себя ваша машина на скользком покрытии при резком добавлении газа, маневрировании, торможении с блокировкой колес или срабатыванием ABS. Это тем более важно, если вы на вашем новом авто встречаете зиму впервые!

В горах на высоте 2 км всегда есть возможность испытать себя и свой автомобиль.
Удовольствие от спортивно-динамичной езды в предельных режимах лучше получать на специальном полигоне за рулем спортивного авто.

Во-вторых, нужно учитывать погоду и дорожные кондиции. Снег и лед очень резко, в 5–8 раз, ухудшают коэффициент сцепления шин с дорогой вне зависимости от типа ее основного покрытия. И тут в полной мере проявляется коварство скорости. Резкое увеличение тормозного пути требует повышенного внимания к ее выбору и намного больших расстояний (дистанций, интервалов) до соседних машин и препятствий. Более того, нужно не только самому действовать плавно и предсказуемо, но еще и постоянно прогнозировать поведение других водителей.

В-третьих, следует помнить о ваших индивидуальных способностях и водительском опыте. Нужно их оценивать объективно. В среднем время реакции водителя на изменение ситуации – 1 секунда, причем автомобиль, скорость которого составляет 30 км/ч, до начала торможения успевает проехать более 8 м (дистанция реакции), а при 50 км/ч – почти 14 м. Естественно, в реальных дорожных условиях время реакции у каждого свое: талантливым гонщикам достаточно 0,3-0,5 с, а более медлительным понадобится 1,5-1,7 с. Да и то, если водитель сосредоточился на дороге, но если в критический момент зазвонил телефон или взгляд был направлен на щиток приборов, в зеркало заднего вида – время реакции увеличивается еще на несколько секунд. Вот почему в интенсивном транспортном потоке и на больших скоростях внимание следует концентрировать только на дороге. Кроме того, в экстренной ситуации водитель должен быть готов действовать решительно.

Стартовый пакет

Мы не раз писали о том, что для безопасности важно не только всегда и по всем правилам пристегиваться ремнем, но и правильно располагаться за рулем (см. «АЦ» № 47'2007). Напомним, что при скоростном маневрировании автомобиля эффективно «рулить» можно только тогда, когда спина плотно прижата к спинке сиденья, а рукам ничто не мешает свободно и быстро вращать рулевое колесо на большие углы. Правая нога на педали тормоза должна быть выпрямлена и слегка согнута в колене, чтобы при необходимости создать большое усилие для эффективного торможения. Кстати, кроме регулировок сиденья и руля, имеет значение и одежда водителя, особенно верхняя. Если она заметно стесняет движения рук, мешает обзорности – ее лучше снять.

На заснеженных альпийских дорогах хорошие зимние шины и полный привод имеют решающее значение.

Владельцам полноприводных машин, особенно SUV и внедорожников, перед стартом стоит помнить еще некоторые важные моменты. Полный привод обеспечивает более быстрый разгон, хорошее тяговое усилие и курсовую устойчивость, но никак не помогает при экстренном торможении! Более опасно для внедорожника и боковое скольжение – из-за высоко расположенного центра тяжести жесткое препятствие под колесами может стать причиной опрокидывания. Да и использование «ручника» чревато поломкой полноприводной трансмиссии некоторых типов (при жесткой блокировке межосевого дифференциала и др.).

Главный прибор

Все знают, что полный привод заметно повышает проходимость. Но чтобы оценить, насколько она увеличивается, нужны соответствующие условия. Альпийские дороги наглядно продемонстрировали, что зимой полный привод не только желательный, но и необходимый элемент экипировки автомобиля. Без него преодолевать подъемы и неровности очень сложно даже на хороших зимних шинах. Во время тренинга неоднократно наблюдали коварство зимних дорог – всегда нужно быть начеку, быстро принимать решения и хорошо чувствовать автомобиль. А неприятности возникали именно из-за нарушения «пропорции» выбранной скорости, условий и собственных водительских навыков.

Иными словами, даже в хорошо оборудованной полноприводной машине главный «прибор» все же… голова водителя. Он анализирует погодные условия и состояние дорожного покрытия, выбирает допустимые скорость и траекторию движения, необходимую динамику управления. А что же автомобиль? А он-то как раз и должен беспрекословно выполнять водительские решения. Итак, в добрый путь!

 Снег и лед нивелируют сцепные свойства дорожных покрытий
Покрытие
Коэффициент сцепления при разной погоде
сухо
влажно
мокро
снег
лед
Бетон
0,8
0,6
0,5
около 0,2
около 0,1
Щебень
0,8
0,6
0,5
Асфальт
0,7
0,5
0,4
Булыжник
0,6
0,5
0,3

Скорость – главный враг на скользкой дороге

Остановочный путь – расстояние, которое проходит автомобиль с момента, когда водитель заметил опасность, до остановки. Он состоит из «дистанции реакции» – отрезка пути без замедления, пока водитель реагирует на ситуацию и начинает нажимать на педаль тормоза, и «дистанции торможения» – пути, пройденного с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки. Понятно, что если остановочный путь больше расстояния до препятствия, то происходит ДТП. Степень его тяжести определяется скоростью в момент столкновения, а она в первую очередь зависит от первоначальной скорости автомобиля.

 Мнение  

Елена Дунина
Генеральный директор ДП «Автоинтернешнл»

Сегодня Suzuki предлагает настоящим ценителям автомобилей уникальное сочетание современного стиля, компактных размеров, высокой функциональности и полного привода. Это автомобили для активных, амбициозных людей, которые, кроме повседневных городских поездок, выезжают на природу, занимаются спортом, любят активный драйв или делают первые шаги в автоспорте. Мы провели большую работу, чтобы в Украине модельный ряд Suzuki был максимально полным и привлекательным по цене. Желаю приятного и уверенного пребывания за рулем в любую погоду!

Спецавтопарк

Маркетологи называют наше время эпохой убийственной конкуренции. Чтобы потребитель не утонул в море предложений, каждая марка ищет свою нишу, свою отличительную черту. Рецепт Suzuki для европейского рынка – стильные компактные автомобили плюс полноприводные модификации всех моделей! Для тренировок в Альпах нам как раз и предложили полноприводные Jimny, Swift, SX4 и Grand Vitara. Причем самое поразительное, что схемы трансмиссий у них абсолютно разные – с таким автопарком можно читать курс «Конструкция полноприводных автомобилей»!

 ТТХ полноприводных модификаций Suzuki
Модель
Габариты, мм
Двигатель
Объем, л
Мощн., л. с.
КП
Расход смеш., л/100 км
СО2 г/км
Jimny
3625/1600/1705
бенз.
1,3
85
5­ст. мех.
7,2
171
Jimny
3625/1600/1705
диз.
1,5
86
5­ст. мех.
6,1
162
Swift 5­дв.
3695/1690/1535
бенз.
1,3
92
5­ст. мех.
6,2
151
SX4 5­дв.
4140/1755/1620
бенз.
1,6
107
5­ст. мех.
7,1
173
SX4 5­дв.
4140/1755/1620
диз.
1,9
120
6­ст. мех.
6,6
171
Grand Vitara 5­дв.
4470/1810/1695
бенз.
2,0
140
4­ст. авт.
9,1
217
Grand Vitara 5­дв.
4470/1810/1695
диз.
1,9
129
5­ст. мех.
7,6
195

Jimny

Модель оборудована проверенной временем классической полноприводной трансмиссией с приводом задней оси и жестко подключаемой передней осью, т. е. имеется два фиксированных режима: 2WD и 4WD. Кроме того, предусмотрена понижающая передача. Такая конструкция проста и надежна и в то же время наиболее эффективна на тяжелом бездорожье. Хотя полный привод допускается включать только на скользком покрытии или бездорожье. А включить полный привод можно и на ходу – но только на скорости до 100 км/ч.

Grand Vitara

Этот популярный SUV также оснащен постоянным полным приводом с межосевым дифференциалом повышенного трения LSD (Limited Slip Differential), который работает практически без запаздываний, поэтому очень эффективен на снегу, скользкой дороге и бездорожье. Для тяжелых условий предусмотрен режим жесткой блокировки межосевого дифференциала. Кроме того, данная модель оснащена очень чувствительной системой стабилизации движения, которая при малейших признаках потери сцепления с дорогой снижает обороты двигателя, а при нарушении траектории движения корректирует ее путем притормаживания соответствующих колес. 

Swift

В модели с постоянным приводом на переднюю ось используется одна из наиболее простых полноприводных схем – автоматически включаемая полноприводная трансмиссия, в которой заднюю ось подключает вискомуфта. Эта конструкция легкая и компактная и не требует от водителя каких-либо команд на переключение. Правда, эффективна она только на укатанном снегу и легком бездорожье, так как нет принудительной блокировки муфты – в песке, в грязи, в глубоком снегу из-за подключения заднего моста с некоторым запаздыванием происходит закапывание передних колес, соответственно, колеса задней оси могут и не помочь.

SX4

Модель оборудована одной из самых популярных современных конструкций, так называемой интеллектуальной полноприводной трансмиссией. Крутящий момент от двигателя передается дозированно на заднюю ось с помощью управляемого электромагнитного многодискового сцепления. Имеется три режима работы трансмиссии: 2WD, 4WD Lock, AutoMode. Последний называют «интеллектуальным», так как перераспределение крутящего момента между осями автоматически осуществляет блок управления, обрабатывающий информацию от множества датчиков. Но главный козырь данной трансмиссии – возможность самостоятельно задать режим работы привода: фиксированный (жесткий), полный или передний.

Сергей Тарнавский
Фото автора и Suzuki

Благодарим компанию ДП «Автоинтернешнл» за помощь в организации поездки