X

Как выбрать СТО?

В недалеком прошлом этот вопрос звучал совсем иначе: «Как попасть на СТО?» или «В котором часу занимать очередь?», а на подходах к станции технического обслуживания нередко разгоралась настоящая борьба между жаждущими «сервиса» клиентами. Но времена круто изменились, сейчас борьба за того же клиента идет между самими СТО, а покоя владельцу автомобиля опять нет. Он теперь вынужден выбирать, кому доверить свои «четыре колеса», а, как известно, богатство выбора порождает сомнение.

В недалеком прошлом этот вопрос звучал совсем иначе: «Как попасть на СТО?» или «В котором часу занимать очередь?», а на подходах к станции технического обслуживания нередко разгоралась настоящая борьба между жаждущими «сервиса» клиентами. Но времена круто изменились, сейчас борьба за того же клиента идет между самими СТО, а покоя владельцу автомобиля опять нет. Он теперь вынужден выбирать, кому доверить свои «четыре колеса», а, как известно, богатство выбора порождает сомнение.

В недалеком прошлом этот вопрос звучал совсем иначе: «Как попасть на СТО?» или «В котором часу занимать очередь?», а на подходах к станции технического обслуживания нередко разгоралась настоящая борьба между жаждущими «сервиса» клиентами. Но времена круто изменились, сейчас борьба за того же клиента идет между самими СТО, а покоя владельцу автомобиля опять нет. Он теперь вынужден выбирать, кому доверить свои «четыре колеса», а, как известно, богатство выбора порождает сомнение.

Правда, и в этом вопросе есть положительные сдвиги. Вступив на путь цивилизованных стран, Украина с будущего года вводит обязательное лицензирование «услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, связанных с безопасностью движения и экологией». Сколь быстрым будет движение по этому пути – неизвестно, поэтому, опираясь на опыт специалистов, попробуем разобраться, как самостоятельно можно оценить уровень услуг СТО и на какие моменты стоит обратить внимание, чтобы не учиться только на собственных ошибках. Таким «индикатором» могут послужить некоторые распространенные ремонтно-регулировочные работы, влияющие на ту же безопасность движения и экологию, которые требуют от персонала СТО вполне определенной квалификации, а от оборудования станции – конкретных особенностей, которые можно и не заметить с первого взгляда.

Наверное, каждому водителю известна азбучная истина, что во время движения безопасность его и пассажиров зависит от надежного сцепления колес с дорожным покрытием, от устойчивости и управляемости автомобиля на скорости. А чтобы в этом деле не возникало проблем, нужно провести балансировку колес, проверить состояние амортизаторов, отрегулировать углы установки колес и т. д. Но давайте посмотрим, как могут выполняться эти операции.

Балансировка колес производится на специальном стенде. Наличие «крутого» стенда еще не показатель того, что колесо будет правильно отбалансировано, так как истинное происхождение стенда, его состояние, периодичность проверок узнать трудно. Тогда стоит посмотреть, как выполняется сама работа. Порядок действий здесь таков. Колесо устанавливается на стенд и с его помощью определяются масса и места закрепления требуемых балансировочных грузов для внутренней и наружной стороны диска. Вот тут и начинаются «тонкости». Совпадение или близкое расположение мест закрепления грузов на внутренней и наружной сторонах диска в правильно отбалансированном колесе – явление редкое. Если же это происходит подряд на нескольких колесах, то вполне возможно, что с помощью такого стенда осуществляется только статическая балансировка. Но ведь это только часть операции балансировки, нужно еще устранить и динамический дисбаланс, который, к тому же, значительно уменьшает ходимость шин и «разбивает» подвеску автомобиля. Обычно, после закрепления грузов на диске, выполняется контрольная проверка. Постарайтесь запомнить показания приборов стенда – они должны быть в пределах пяти граммов на сторону, и если грузы закреплялись без снятия колеса, попросите (может, даже за дополнительную плату) переустановить колесо на стенде и проверить еще раз. Совпадение показаний в пределах тех же пяти граммов свидетельствует о высоком качестве работ.

Амортизаторы при движении автомобиля в различных дорожных и погодных условиях, помимо комфорта, должны обеспечивать надежный контакт колес с дорожным покрытием, допустимый крен и раскачивание кузова. Исправные амортизаторы, в конечном итоге, сокращают тормозной путь, предотвращают занос и опрокидывание автомобиля на поворотах, обеспечивают устойчивость на скользкой дороге. Не случайно фирмы-производители амортизаторов, например, «Monroe» (представительство в Киеве – ул. Деснянская, 19, т. 241-75-41) настоятельно рекомендуют проверять их состояние через каждые 20000 км пробега. Эта процедура осуществляется всевозможными способами – от визуального осмотра или раскачивания автомобиля руками до «протряски» его на специальных стендах. Один из таких стендов многие видели, например, на автосалоне «SIA'97» или на предприятии «Киев-Лада» на Борщаговке (т. 476-22-22) и равнодушно проходили или проезжали мимо, а зря. Ведь если даже амортизаторы внешне «сухие», но один изношен больше другого, автомобиль уверенно «держать дорогу» не будет и может «взбрыкнуть». Чтобы не рисковать, менять следует оба амортизатора. Но и тут есть интересный «момент». Даже если новые амортизаторы куплены в фирменном магазине одного из дилеров известных фирм, но установлены в «автосервисе», где слесарь проверяет их состояние покачиванием машины за бампер, получить какие-либо гарантии от продавца амортизаторов вряд ли удастся. К слову, уже несколько стендов для проверки амортизаторов установлено в Киеве им портером продукции фирмы «Sachs» – предприятием «Элит» (ул. Васильковская, 34, т. 252-70- 91).

Углы установки колес обеспечивают долговечную работу шик, подшипников ступиц колес, шарниров передней подвески, непосредственно влияют на устойчивость автомобиля, сцепление колес с дорогой и, следовательно, на безопасность движения. Для контроля и регулировки углов используются стенды, именуемые в народе «развал-схождение». В большинстве своем, кроме традиционных развала и схождения передних колес, а также угла продольного наклона оси поворота колеса, стенды позволяют контролировать и много других очень важных параметров: люфт рулевого колеса, суммарный люфт деталей рулевой трапеции, положение оси заднего моста, параллельность плоскостей вращения задних колес и соотношение углов поворота колес (для предотвращения заноса при повороте направо, например, правое колесо должно поворачиваться на больший угол, чем левое). Отклонения перечисленных параметров от нормы указывают на необходимость обязательного ремонтного вмешательства. Оптимальные значения углов установки колес и допуски для определенной загрузки автомобиля устанавливает завод-изготовитель. Поэтому «счастливые владельцы иномарок», поинтересуйтесь, есть ли на выбранной СТО эти данные и соответствует ли погрешность измерений оборудования допускам на ваш автомобиль. Как правило, наиболее высокая точность – у лазерных стендов. Но своя «изюминка» есть и в этом деле. Существуют очень жесткие требования к горизонтальности поверхности, на которой размещается «обследуемый» автомобиль. Допустимое отклонение колеблется в пределах 1 мм на расстоянии 1 м в любом направлении. Подъемные устройства отечественного производства не всегда укладываются в эти допуски и тут даже лазер не поможет.

Баланс между экологией и автомобилями, потребляющими бензин, поддерживается с помощью стандарта, который устанавливает нормы предельно допустимого содержания окиси углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработанных газах при работе двигателя. Правда, эти нормы распространяются только на режимы холостого хода и оставляют широкое поле деятельности для всевозможных «регулировок» топливной аппаратуры и системы зажигания. Конечно, неплохо, если «гаишник» не оштрафовал ваш двигатель после очередной «проверки СО/СН», но хочется, чтобы этот двигатель еще и крутил колеса. Тут нужно учесть, что при регулировках систем двигателя необходимо пользоваться теми значениями содержания СО и СН в отработавших газах, которые установлены предприятием-изготовителем, да еще с поправкой на степень его износа. Уровень и качество указанных работ зависит как от квалификации персонала СТО, так и от содержимого «набора диагностического и измерительного оборудования».

Наиболее распространенный «набор» состоит из газоанализатора, измеряющего содержание СО и позволяющего подрегулировать топливную аппаратуру, «стробоскопа» для регулировки момента зажигания и компрессометра, позволяющего проверить герметичность прилегания клапанов и приблизительно определить состояние цилиндро-поршневой группы. Если же в составе имеется газоанализатор для измерения содержания СН, то появляется возможность оценить работу системы зажигания в целом. Качество регулировок двигателя в данном случае зависит, в первую очередь, от квалификации персонала СТО. Если в состав «набора» входит осциллоскопический прибор (мотортестер или, по-простому, «телевизор»), то при наличии соответствующих методик и квалификации можно не только провести поиск неисправностей, но и оптимально отрегулировать все системы двигателя на холостом ходу и в режиме малых нагрузок. Если же к такому «набору» добавить тяговый стенд, позволяющий измерять скорость, тяговую силу и мощность на ведущих колесах, время разгона и выбега (такие стенды в Киеве имеются в ГосавтотрансНИИпроекте – пр. Победы, 57, 446-3030, фирме «Бест Авто» – ул. Фрунзе, 86, т. 417-3024 и в гараже одного «закрытого» учреждения), то с его помощью можно оптимально отрегулировать двигатель во всех режимах, включая режим максимальных нагрузок.

Конечно, каждый владелец автомобиля имеет свой «метод» выбора станции, но не вызывает сомнений, что для того, чтобы работы на СТО выполнялись на должном уровне и с высоким качеством, требуется наличие одновременно трех составляющих – квалифицированного персонала, соответствующего оборудования и прогрессивных методик, которые, безусловно, должны объединяться в одно целое высокой культурой обслуживания. Отсутствие хотя бы одной из этих составляющих приводит к непредсказуемому результату. Так что – делайте выбор!

Александр Попов