Любите пешеходов

ПДД нарушают и водители, и пешеходы. Но «владелец источника повышенной опасности» может нести ответственность, даже если он не виноват. Поэтому лучше предотвратить наезд.

ПДД нарушают и водители, и пешеходы. Но «владелец источника повышенной опасности» может нести ответственность, даже если он не виноват. Поэтому лучше предотвратить наезд.

Внезапный выход из-за автобуса

Внезапный выход из-за автобусаСитуация. На остановке перед пешеходным переходом стоит маршрутный автобус. За ним по второй полосе приближается легковой автомобиль. Пешеход начинает переходить улицу. Из-за автобуса ему не виден легковой автомобиль. Вместо того, чтобы убедиться в отсутствии машины на второй полосе, человек продолжает переходить дорогу и попадает под легковушку.

Анализ. В данной ситуации пешеход нарушил п. 4.10 ПДД (см. блок «Языком ПДД»), и п. 4.14, подпункты а, б (запрещено выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности, а также внезапно выходить на проезжую часть, в том числе и на пешеходном переходе). Водитель автомобиля в данной ситуации не может своевременно заметить пешехода. Руководствуясь п. 1.4 ПДД, он вправе рассчитывать, что пешеходы соблюдают требования правил и не будут внезапно перебегать дорогу. С другой стороны, пункт 18.4 требует в случае остановки транспортного средства перед нерегулируемым пешеходным переходом снизить скорость или остановиться и продолжать движение, только убедившись, что на пешеходном переходе нет людей. Поэтому водитель при разборе данного ДТП скорее всего будет привлечен к ответственности.

Совет. Чтобы предотвратить подобные случаи, пешеходам лучше подождать, когда автобус отъедет. Тогда транспортные средства, приближающиеся по своей полосе, будут хорошо видны. Водители в похожей ситуации должны предусмотреть появление пешеходов, заранее снизить скорость и быть готовыми к экстренному торможению. Желательно сместиться левее, до самой разделительной полосы, чтобы увеличить себе зону обзора. Важен каждый метр пространства!

Все стоят – есть причина!

Все стоят – есть причина!Ситуация. Перед регулируемым перекрестком стоят автобус и грузовик-фургон. По свободной левой полосе к перекрестку приближается легковой автомобиль. Загорается зеленый свет, грузовик и автобус остаются на месте, а водитель легкового авто, не снижая скорости, объезжает их по своему ряду и сбивает пешехода, который выбежал на мигающий зеленый сигнал и заканчивает переход по пешеходному переходу.

Анализ. Водитель легковушки нарушил требования п. 16.5 ПДД, так как был обязан уступить дорогу пешеходу, заканчивающему переход. Хотя и пешеход должен рассчитывать свои возможности, чтобы успеть пройти через проезжую часть.

Совет. В подобной ситуации водителям лучше руководствоваться требованиями, изложенными в п. 18.4, хотя они касаются нерегулируемых пешеходных переходов. Ведь если горит зеленый свет, а машины не начинают движение, на то есть причина, которую вы просто не знаете. И пока не выясните, в чем она, проезжать перекресток нельзя! Пешеходам же нужно трезво оценивать свою скорость и не выходить на переход ни на мигающий зеленый, ни, тем более, на красный свет.

Возможны резкие маневры!

Возможны резкие маневры! Ситуация. К пешеходному переходу приближаются грузовик – по первому ряду, и легковой автомобиль – по второму. Пешеход не останавливается и выходит на проезжую часть. Грузовик резко тормозит и сворачивает влево, сталкиваясь с легковым автомобилем, водитель которого не видит пешехода и продолжает двигаться с прежней скоростью.

Анализ. В данной ситуации пешеход нарушил п. 4.14, подпункты а, б ПДД. Он не имел права выходить на проезжую часть. Водитель грузовика нарушил п. 10.1 (он должен был убедиться в безопасности маневра). П. 12.3, который требует принять меры к снижению скорости или объезду препятствия, применять нельзя, так как он разрешает только безопасный для других участников дорожного движения объезд.

Совет. Увидев приближающегося к пешеходному переходу человека или даже пешеходный переход без людей, заранее сбавьте скорость и будьте готовы к торможению. Оцените обстановку позади своего авто, чтобы резким маневром не вызвать ДТП. Если пешеход перебегает дорогу, нужно не объезжать его, а тормозить, так как человек может остановиться, побежать вперед или назад. Водителю на второй полосе нужно только тормозить: последствия столкновения с грузовиком будут менее тяжелыми, чем при возможном лобовом ударе.

Во дворе еще опаснее!

Во дворе еще опаснее!Ситуация. Водитель легкового автомобиля двигается в объезд по двору многоэтажного дома сложной формы. Поворачивая налево, он срезает траекторию и проезжает почти вплотную к левому (по ходу движения) тротуару. Из-за поворота появляется ребенок на велосипеде. Увидев машину, он резко принимает вправо и въезжает в автомобиль. В данной ситуации из-за небольшой скорости движения все ограничилось синяками и ссадинами у велосипедиста.

Анализ. Избежать серьезных последствий удалось потому, что водитель автомобиля выполнил требования п. 12.5 и двигался в жилой зоне со скоростью меньше 20 км/ч. Но, тем не менее, если бы родители велосипедиста обратились в правоохранительные органы, автомобилиста привлекли бы к ответственности, так как он не выполнил требования п. 11.2 ПДД, предписывающего водителям нерельсовых транспортных средств двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части.

Совет. Подъезжая к дому, не забывайте, что в жилой зоне пешеходам движение разрешено как по тротуару, так и по проезжей части, поэтому всегда двигайтесь ближе к правому краю дороги и не превышайте установленную скорость. Не забывайте, что велосипедистам (кроме детей до 7 лет) не разрешается езда по тротуару (п. 6.7, подпункт в), значит, они тоже могут оказаться на вашем пути. Кроме пешеходов и велосипедистов, во дворах на дороге могут появиться и домашние животные. Если по тем или иным причинам у вас ограничена видимость (например, из-за формы дома или стоящих транспортных средств), сбавьте скорость до минимума.

 Читаем ПДД

1.4. Каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники выполняют настоящие Правила.
4.10. Перед выходом на проезжую часть из-за стоящих транспортных средств или любых объектов, ограничивающих обзорность, пешеходы должны убедиться в отсутствии приближающихся транспортных средств.
4.14. Пешеходам запрещается:а) выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения;
б) внезапно выходить, выбегать на проезжую часть, в том числе на пешеходный переход.6.7. Водителям мопедов и велосипедов запрещается:
в) двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам (кроме детей до 7 лет на детских велосипедах под присмотром взрослых);
10.1. Перед началом движения, перестроением и любым изменением направления движения водитель должен убедиться, что это не создаст препятствий или опасности другим участникам движения.
11.2. Нерельсовые транспортные средства должны двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части.
12.3. В случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно принять меры для уменьшения скорости вплоть до остановки транспортного средства либо безопасного для других участников движения объезда препятствия.
12.5. В жилых и пешеходных зонах скорость движения не должна превышать 20 км/ч.
16.5. При подаче сигнала регулировщиком или включении сигнала светофора, разрешающего движение, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, а также пешеходам, заканчивающим переход.
18.4. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом уменьшает скорость или остановилось транспортное средство, водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, должны уменьшить скорость, а при необходимости остановиться, и могут продолжить (возобновить) движение, только убедившись, что на пешеходном переходе нет пешеходов, для которых может быть создано препятствие либо опасность.
26.1. Пешеходам разрешается двигаться в жилой и пешеходной зоне как по тротуарам, так и по проезжей части. Пешеходы имеют преимущество перед транспортными средствами, но не должны создавать безосновательных препятствий для их движения.

Александр Ландарь
Иллюстрации Евгения Кременного

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.