X

Огнетушители: Пожарный, который всегда с тобой

Если автомобиль загорелся, недостаточно иметь под рукой огнетушитель, надо еще уметь им пользоваться. Все очень просто: сначала определяем, какой тип «огнеборца» у нас в руках, и затем учимся им тушить пожар.

Если автомобиль загорелся, недостаточно иметь под рукой огнетушитель, надо еще уметь им пользоваться. Все очень просто: сначала определяем, какой тип «огнеборца» у нас в руках, и затем учимся им тушить пожар.

Если автомобиль загорелся, недостаточно иметь под рукой огнетушитель, надо еще уметь им пользоваться. Все очень просто: сначала определяем, какой тип «огнеборца» у нас в руках, и затем учимся им тушить пожар.

Аэрозольные

По виду аэрозольные огнетушители напоминают дезодоранты в больших металлических баллончиках. Их содержимое находится под давлением 3-5 атм.

В аэрозольных огнетушителях немного рабочего вещества – 0,2 – 0,4 кг, поэтому с их помощью можно потушить лишь небольшие очаги возгорания – например, тлеющий коврик или чехол сиденья, на которые попала небрежно брошенная сигарета. Но горящую машину им потушить не удастся. Все аэрозольные «пожарные» одноразовые – после использования их выбрасывают.

Чтобы привести такой огнетушитель в действие, достаточно нажать на кнопку или клавишу, расположенную на баллончике, и направить струю гасящего вещества на источник огня.

Углекислотные

Углекислотные огнетушители представляют собой толстостенный металлический баллон с овальными торцами, наполненный сжиженной двуокисью углерода (СО2) под давлением 58 атм.

У таких изделий есть расширительный раструб из металла или пластика, направляющий струю углекислого газа, они крупнее и весят значительно больше, чем аэрозольные.

Чтобы привести углекислотный огнетушитель в действие, нужно сорвать пломбу, выдернуть предохранительную чеку из рычага и нажать на него. В некоторых изделиях вместо рычага используется вентиль. Его открывают, вращая против часовой стрелки.
Огнетушитель выбрасывает струю углекислого газа с хлопьями твердой двуокиси углерода с хорошей охлаждающей и огнетушащей способностью. Она имеет температуру –72°С, поэтому во избежание ожогов следует остерегаться попадания струи на незащищенную кожу лица и рук.

Стоит отметить, что такие огнетушители плохо работают при температуре ниже минус 10°С.

Порошковые

Порошковые огнетушители – это стальные или пластиковые баллоны, в которых находится огнетушащий порошок и газ-вытеснитель, чаще всего азот. Величина и масса заряда (1 – 6 кг) должны соответствовать размеру автомобиля.

Есть несколько видов таких изделий – закачные (с манометром для контроля давления газа), с капсулой высокого давления КВД (манометр отсутствует) и насыпные (без газа).

Естественно, «включаются» они по-разному. Чтобы привести в действие порошковый огнетушитель, следует выдернуть предохранительную чеку, нажать на рычаг и направить тушащую струю на огонь.

На рычаг огнетушителя с КВД надавливают дважды: при первом нажатии прокалывается капсула с газом-вытеснителем, а после второго (через 2-3 сек) огнетушащий порошок выбрасывается через выпускной клапан и сопло наружу. Пауза между нажатиями необходима, чтобы в баллоне установилось рабочее давление (около 10 атм) и газ смешался с порошком.

Порошковые и углекислотные огнетушители можно использовать много раз после техобслуживания и перезарядки.

Будьте готовы!

Всегда держите огнетушитель под рукой (согласно п. 31.4.7.(3) ПДД каждый автомобиль должен быть укомплектован огнетушителем, расположенным в легкодоступном месте в салоне).
С устройством, правилами хранения и приемами «включения» своего огнетушителя следует ознакомиться заранее, поскольку его неправильное применение может свести на нет все ваши усилия в борьбе с огнем.

Если возгорание произошло во время движения машины, не пытайтесь сбить пламя, увеличивая скорость. Немедленно съезжайте на обочину и остановитесь подальше от людей, строений и других автомобилей.
Если пожар «направляется» к бензобаку, лучше вместе с пассажирами отбежать от машины на безопасное расстояние, ибо взрыв может произойти в любую секунду.

При возгорании двигателя нежелательно сразу полностью открывать капот автомобиля – возникшая тяга может усилить пламя. Лучше слегка приподнять его и через образовавшуюся щель направить струю порошка в моторный отсек.
Поднимая капот, будьте осторожны: возможен выброс пламени из-за свободного притока кислорода. Вооружитесь тряпкой, чтобы не обжечь руки, открывая замок капота. Поверните голову в сторону.
Если машина загорелась из-за того, что пролилось топливо, в первую очередь тушите горючее, потом – авто.
Помните, что тушить горящие бензин, масла и пр. водой неэффективно: эти жидкости легче, чем вода, и будут собираться над ней.
Не забывайте о личной безопасности – можно получить тяжелые ожоги, если руки в бензине, а одежда пропитана его парами.
При тушении пламени избегайте отравления токсичными веществами, попавшими в воздух. Например, окись углерода (CO) в концентрации всего 3% опасна для жизни, если ее вдыхать в течение 30 минут. Много ядовитых веществ (синильная кислота, окислы азота и т. д.) образуется при горении пластмасс.

 Точка зрения эксперта 

Александр Хорунжий
Инспектор Центра пропаганды Главного управления МЧС Украины в г. Киеве, старший лейтенант внутренней службы

Тем, кто уверен, что его автомобиль не может загореться «по определению», полезно будет ознамиться с официальной статистикой.

С начала 2004 года только в Киеве зафиксировано 173 случая возгорания автомобилей. Убытки от этих пожаров составляют около 900 тыс. грн. Благодаря решительным действиям пожарно-спасательных подразделений сохранено имущества на сумму 3 млн. грн. Только в сентябре спасатели выезжали на тушение горящих машин 20 раз.

Основными причинами пожаров на автотранспорте являются: нарушение правил эксплуатации электрооборудования; несоблюдение правил пожарной безопасности при электросварочных работах; короткое замыкание электропроводки; неосторожное обращение с огнем; поджоги.

Следует отметить, что горят не только старенькие «Запорожцы», «Москвичи» и ГАЗы, но и более современные и престижные автомобили. Это еще раз подтверждает, что наличие исправного огнетушителя в машине – не просто требование ПДД, а насущная необходимость.

Владимир Корницкий
Фото Юрия Нестерова

Редакция благодарит помощника начальника Главного управления МЧС Украины в г. Киеве А.А. Музыченко и ООО «Камельмаг-Украина» за помощь в подготовке материала