X

Осеннее скольжение

По асфальту, который покрыт слоем желтых листьев, смоченных дождем или утренней росой, машина может скользить не хуже, чем по льду. Самое время вспомнить основные приемы торможения.

По асфальту, который покрыт слоем желтых листьев, смоченных дождем или утренней росой, машина может скользить не хуже, чем по льду. Самое время вспомнить основные приемы торможения.

По асфальту, который покрыт слоем желтых листьев, смоченных дождем или утренней росой, машина может скользить не хуже, чем по льду. Самое время вспомнить основные приемы торможения.

На скользкой дороге – не важно, по какой причине она стала такой, – коэффициент сцепления покрышек с поверхностью снижается настолько, что во время маневрирования автомобиль может стать неуправляемым. Мокрые листья в первую очередь опасны при торможении – вероятность блокировки колес на них многократно возрастает.

Проверенные способы

Как правило, при плавном притормаживании опавшая листва не опасна для водителя – до скольжения колес дело не доходит. Но мало-мальски интенсивного замедления обычным способом (нажатием на педаль с постоянным или возрастающим усилием) нужно избегать. Чтобы не вызвать юза, в машинах без ABS следует применять прерывистое торможение: нажимать на педаль до блокировки колес, тут же отпускать ее и нажимать снова, повторяя циклы до полной остановки. Лучше отпускать педаль не до полного растормаживания колес, а ровно настолько, чтобы они лишь разблокировались. Такой прием (его называют ступенчатым) требует тонкого знания «нрава» автомобиля и серьезных навыков. Для этого стоит потренироваться в торможении на безопасном участке дороги.

Первое прикосновение к педали должно быть достаточно сильным – пробным, чтобы можно было оценить условия торможения. По мере снижения скорости каждое последующее нажатие может быть все более длительным и сильным, поскольку при меньшей скорости блокировка происходит позднее. Увод автомобиля, возникающий в моменты скольжения колес, нужно сразу корректировать.

Владельцы машин, оборудованных ABS, избавлены от необходимости применять прерывистое или ступенчатое торможение – за них это сделает электроника. С появлением толчков на педали, свидетельствующих о срабатывании антиблокировочной системы, не следует пугаться и ослаблять давление на тормоз.

Однако всецело полагаться на ABS нельзя. В некоторых случаях система удлиняет тормозной путь – например, на асфальте с неоднородным по коэффициенту сцепления покрытием. Поэтому нужно быть начеку и при наличии электронного помощника.

Двигатель поможет

Прерывистое или ступенчатое замедление будет более эффективным, если его совместить с торможением двигателем. Помощь мотора повышает курсовую устойчивость машины на скользком покрытии, поскольку значительно отодвигается момент начала блокировки колес.

При отпущенном акселераторе и включенной передаче автомобиль снижает скорость вплоть до падения оборотов двигателя до холостых, после чего нужно перейти вниз на следующую передачу – и так до второй включительно. Движения с нажатой педалью сцепления и на «нейтралке» следует избегать!

 А лучше – не тормозить

Ездить в осеннюю пору будет легче, если на мокрой дороге количество торможений снизить до минимума. Перед перекрестками нужно замедляться заблаговременно, используя торможение двигателем, не набирать большую скорость, если впереди – очередное пересечение дорог, запрещающий сигнал светофора или затор.

 Тактическая хитрость

Если листьями укрыто не все дорожное полотно, а только его фрагменты, целесообразно повременить с торможением несколько секунд и нажимать на тормоз, когда автомобиль съедет на чистую поверхность.

 Всегда готов!

Чтобы быть готовым к правильному торможению, спину следует плотно прижимать к спинке кресла – это поможет точнее ощущать малейшее изменение в движении автомобиля: ускорение, замедление, начало заноса.

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка и Владислава Бойко