X

Особенности национальной охоты

Или какой украинец не любит быстрой езды

Продолжение. Начало в №22.


В прошлом номере «Автоцентра» мы с вами рассмотрели технические
средства «охоты» на любителей быстрой езды в неположенных на то местах. Сегодня
поговорим о средствах и способах обнаружения самих «охотников», а также приведем
примеры диалогов с ними.


Теоретически лучший способ спрятаться от радара — покрасить автомобиль специальной
краской, используемой на знаменитых самолетах-невидимках Stealth. Однако есть
некоторые перебои с поставкой такой краски в продажу. Поэтому советуем лучше
покрасить машину в белый цвет с коричневыми пятнами сложной формы и тогда
инспектор будет принимать вашу машину за корову и не будет даже пытаться померять
ее скорость.


А если серьезно, то еще при покупке автомобиля следует обратить внимание
на его фронтальный профиль. Очевидно, что автомобиль с низким профилем, мотором
сзади и закрытыми подъемными фарами (например, Porsche 911, см. фото на с.
50 в №17 «Автоцентра») отражает сигнал в обратном направлении гораздо хуже,
нежели минивэн или трейлер. Вообще автомобиль с низким лобовым сопротивлением
теоретически отражает сигнал куда угодно, только не в обратном направлении,
а с учетом использования в современных автомобилях пластмасс и т.п. профиль
для отражения сигнала радара еще более уменьшается. Следовательно, вероятность
правильного определения скорости такого автомобиля значительно ниже.


В отличие от радара, лазерное излучение — это свет,
и в этом смысле его подавление проще и более легально. Лазерный радар, а точнее
лидар работает по принципу отражения светового (лазерного) луча от поверхности
цели, поэтому лучший способ скрыться от него — иметь автомобиль с низким профилем,
черного цвета, без хромированных деталей и покрытый грязью. Неплохо также
иметь покрытие (чехлы?) на большие блестящие поверхности для подавления отражения.
Может быть, из этих соображений обтягивают кожей «морды» дорогих спортивных
автомобилей? Кроме того, журнал Car & Driver (апрель 1994) поместил заметку
о том, что использование пары мощных противотуманок позволяет уменьшить расстояние
действия лидара в два раза, что при наличии детектора дает несколько дополнительных
секунд.


Сейчас очень часто можно встретить машины с болтающимся под лобовым стеклом
компакт-диском. «Это не украшение, а средство против
милицейских радаров» — объясняют водители. Мы долго пытались понять, откуда
«растут ноги» у этого явления. Ни теоретически, ни практически этот факт
не подтверждается, чему свидетельствуют многие тесты и исследования наших
российских коллег (газета «Авторевю», журнал «Автопилот» и др.).


По нашему мнению, этот феномен правильно можно объяснить следующим. В западных
странах с их скоростными автобанами (где достаточно проблематично устроить
засаду) обычные радары чаще заменяют автоматическими фоторадарами (см. №22 «Автоцентра»), которые в качестве доказательства нарушения
должны отчетливо изобразить на фотографии номер машины и лицо водителя.
Если эти условия не соблюдены, у нарушителя есть шанс «отмазаться».


Компакт-диск же может дать блик на снимок. Вот и весь секрет, который нам
раскрыл журнал немецкого общества автолюбителей ADAC за 1996 год.


Из общения с опытными водителями-профессионалами мы убедились, что они пользуются,
может, на первый взгляд и банальной, но все же надежной технологией защиты
от радара — езда за лидером, знание трассы, везение и просто интуиция.


А теперь мы вплотную приблизились к рассмотрению технических средств обнаружения
радаров, правильно называемых радар-детекторами (Radar Detector). У нас же
это название как-то не прижилось, а эти приборы, начиная с ценников в магазинах
и заканчивая сленгом водителей, называют «антирадары».
Поэтому в дальнейшем повествовании мы тоже будем их так называть, а еще
лучше — сокращенно АР.


В нашей стране в свое время пытались освоить выпуск подобных устройств,
правда, как правило, они делались кустарным способом и обеспечивали водителя
весьма скудной и ненадежной информацией. Поэтому после падения «занавеса» стало
проще покупать АР у тех, кто их научился делать хорошо: у нас наиболее известны
фирмы Whistler, Cobra Electronics Corporation и Bel-Tronic. Как правило, каждая
фирма выпускает целый ряд моделей антирадаров от довольно простых до более
сложных.


Антирадар по сути — это приемник, который моргает, пищит,
чирикает или даже разговаривает когда принимает сигнал частоты, на которой
работают радары. Не считая разных лампочек и индикаторов, основное различие
между АР — чувствительность и подавление случайных срабатываний. В большинстве
случаев — это взаимоисключающие параметры.


Большинство современных АР способны определять наличие излучений в широком
спектре поддиапазонов. Напомним, что в зарубежных полицейских радарах используются
различные частоты излучений для определения скорости автомобиля (см. №22 «Автоцентра»), условно
подразделяемые на диапазоны X, K и Ka. В нашей стране в основном используются
радары, работающие в Х-диапазоне.

«Превышение скорости менее чем на 2-
км/ч – 8.50–17 грн. Превышение скорости более чем на 20 км/ч
– 17– 34 грн.»

Само собой, что именно на эти же диапазоны рассчитаны и АР. Поэтому (теоретически),
если вскрыть радар и что-то там подкрутить, частота его излучения изменится,
следовательно, АР на него перестанет реагировать. Другое дело, что службы,
занимающиеся надзором и выдающие паспорта на радары, такую операцию врядли
поприветствуют (да и кто слышал о гаишнике с паяльником и осциллографом?).


Повышение чувствительности АР позволяет раньше обнаруживать радар, но, к
сожалению, указанные частоты используются также различными полезными устройствами,
такими как системы автоматического открывания дверей гаража, охранными системами,
а также присутствуют в излучении линий электропередачи. Отсюда растет вторая
сторона проблемы — АР, которые ловят все подряд
и чаще врут, чем предупреждают. Однако многие из нас чаще всего ездят каждый
день по одному и тому же маршруту. И в одном и том же месте АР подает сигнал
тревоги, но вы каждый день видите, что инспектора здесь нет (пока не найдется
изобретательный, выявивший такие «рыбные» места). В таких местах на чирикание
АР у вас как-бы вырабатывается иммунитет и вы его игнорируете.


Производители АР постоянно предлагают новые модели. Итак, какие же основные
функции АР и на что, кроме цены, следует обращать внимание при его покупке?


Страна-производитель. Вероятнее всего, что приборы сомнительного
происхождения проработают столько, что не успеют даже окупить их приобретение.


Где покупать. Старайтесь сделать покупку не на базаре, а в солидном и авторитетном магазине,
отвечающем за продаваемую продукцию и предоставляющем на него гарантию.


Диапазоны рабочих частот. Здесь особых проблем нет —
практически все современные АР, предлагаемые к продаже, работают во всех спектрах
обнаружения (X, K, Ka, лазер). Однако лучше еще раз спросить у продавца, так
ли это. Иначе вы рискуете остаться «голым» перед современными достижениями
полицейской мысли при выезде за границу или напоровшись на отечественный пост
с экспериментальным оборудованием. Обратите внимание также на наличие разных
лампочек и тонов звука для разных источников излучения.


Регулировка громкости сигнала и яркости
свечения индикаторов.
Наличие такого
развитого сервиса добавит вам удобства в пользовании и в ночной тишине поездки
по одинокой трассе, и в час пик на оживленных улицах города.


Наличие раздельных режимов работы «Город»
и «Трасса» (City/High-way)
избавит вас от лишних стрессов в городе со всеми его электромагнитными
«шумами», отрезав их специальным фильтром. А на трассе придаст АР максимальную
чувствительность.


Функция отключения звукового сигнала
(Mute).
Это для нервных на случай сплошного
потока милицейских машин с радарами.


Память. Предоставит вам возможность сохранения
настроек АР даже при его выключении.


Функция защиты от обнаружения антирадара
в автомобиле.
Для борьбы с использованием
антирадаров (в некоторых западных странах их использование незаконно) полиция
использует «датчики антирадаров» или, другими
словами, устройства, которые могут определить наличие в автомобиле включенного
антирадара. Такие устройства, официально прозываемые VG-2, уже получили
народное название «анти-антирадар», а его эффективность в борьбе с содержимым
кошелька испытал на себе автор этих строк на дорогах Польши. Действие таких
приборов основано на использовании того факта, что в состав самого антирадара
входит генератор радиочастоты. Поэтому каждый АР является также и передатчиком.
Именно это излучение и регистрирует «анти-антирадар».


Изготовители приняли ответные меры и начали производство АР, которые полностью
подавляют проникновение наружу излучения генератора, по которому полиция может
судить о наличии в автомобиле АР. Другой вариант — АР как только обнаружит
сигнал анти-антирадара, подает специальный звуковой сигнал и отключает собственный
генератор. Используются также другие технологии, позволяющие значительно уменьшить
излучение внутреннего генератора АР.


О наличии этой функции АР должна свидетельствовать надпись в паспорте типа
Undetectable, VG-2 Protection или Detects Safety Radar Systems. И если вы
собираетесь при помощи АР экономить не только гривни, но и условные единицы
(при выезде в страны, где АР запрещены), то указанная функция — как раз для
этого.


Зона действия 360 градусов. При изменении скорости автомобиля обычно направляют
на него радар спереди. Но это не обязательно — скорость может быть измерена
и сзади. Большинство современных АР могут похвастаться своей всенаправленностью,
о чем свидетельствует обязательная в этом случае надпись на упаковке типа
Superwide или 3600 Detection.


Честно говоря, ловить удаляющегося нарушителя у наших инспекторов как-то
не модно. Хотя вот вам небольшая история одного «везучего» владельца АР.


«Еду мимо знакомой деревни, мигнули
мне фарами со встречной, я притормозил, вижу — правда, стоят на моей стороне.
Проехал тихонько, и начал разгоняться. Антирадар запищал — ну и пусть — проехал
же! На следующем посту повязали, предложили пройти радио послушать (не «Наше
радио», а их радио). По радио говорят все про мою машину, номер, скорость
такая-то, измерялась прибором таким-то НА УДАЛЕНИЕ!!!»


Кстати, один из приемчиков доблестных «охотников» — стоят
две машины с небольшим интервалом. Обе с работающим радаром. Народ-то у нас
ведь такой — первого проехал, и газ — в пол…. прямо ко второму в распростертые
объятия.


Некоторым владельцам АР не очень-то нравится 360-градусная обзорность прибора,
которая мешает спокойной езде, когда «секут» встречный поток. Что ж, для нервных
советуем приобрести АР без этой функции (если найдете) или залепить жевачкой
заднее окошко у прибора.


Прием дорожной информации. Некоторые типы АР уже имеют что-то общее с бортовыми
навигационными приборами. Они способны принимать и отображать информацию о
плохих погодных условиях, о ремонте дорог, пробках, о приближении спецавтомобиля,
например, «скорой помощи» или пожарной машины. Но все эти функции при эксплуатации
на наших дорогах представляют пока только теоретический интерес, так как для
их реализации требуется наличие соответствующих передатчиков.


Возможность cкрытого монтажа. Актуально в случае, если предполагается использование
в странах, где АР запрещены законаом (у нас пока неактуально).


Какие антирадары можно обнаружить на полках магазинов сейчас? Какие они имеют
функции? Сколько они стоят? Где заканчиваются необходимые функции и начинаются «навороты»?


Об этом…


…продолжение следует


Александр Попов