X

Прикладное пешеходоведение

Пешеход – разновидность Homo sapiens, по каким-либо причинам перемещающаяся в пространстве без автомобиля. Требует особого обращения. Существо своенравное и не всегда понятное для водителя. Особенности его поведения требуют специального изучения.

Пешеход – разновидность Homo sapiens, по каким-либо причинам перемещающаяся в пространстве без автомобиля. Требует особого обращения. Существо своенравное и не всегда понятное для водителя. Особенности его поведения требуют специального изучения.

Пешеход – разновидность Homo sapiens, по каким-либо причинам перемещающаяся в пространстве без автомобиля. Требует особого обращения. Существо своенравное и не всегда понятное для водителя. Особенности его поведения требуют специального изучения.

Пешеход как разновидность человека достаточно распространен в природе. Имеет тот же ареал обитания, что и водитель (продукт дальнейшей эволюции пешехода). Более многочислен в местах компактного проживания, именуемых городами. Питается растительной и животной пищей. При употреблении смеси С2Н5ОН с водой поведение меняется от радостно-счастливого до агрессивного, координация движений нарушается, траектория перемещения становится близка к синусоидальной. Склонен переоценивать свою скорость перемещения. Отдельные экземпляры настроены воинственно по отношению к водителям. В связи с недостаточной сопротивляемостью организма к ударам требует соблюдения норм обращения, именуемых Правилами дорожного движения.

Места возможного скопления

В городах пешеходы чаще встречаются в местах массового хранения пищи и одежды (так называемых магазинах и рынках), а также на остановках общественного транспорта. При передвижении к магазинам, рынкам и обратно чаще всего не обращают внимания на движущиеся автомобили и пересекают проезжую часть по кратчайшей удобной траектории. Из-за низкой грузоподъемности при движении от рынков подвижность пешеходов значительно снижается, а тормозные качества ухудшаются.

При появлении общественного транспорта (специальные модели машин, приспособленные для перемещения пешеходов по установленным траекториям) пешеходы склонны перебегать дорогу, чтобы сократить время ожидания на холодной остановке, и, как правило, не обращают внимания на движущийся транспорт.

Молодые особи, именуемые детьми, чаще встречаются у школ и детских садов (места первоначального обучения). Ведут себя еще более непредсказуемо, чем взрослые. Наиболее опасный период – выпадение первого снега, а время – от окончания занятий до возвращения к месту постоянного проживания. Любят спускаться с горок, раскатывать ледяные дорожки на тротуарах, чем усложняют жизнь взрослым особям, а во дворах мешают ставить автомобили. Бросая друг в друга комьями снега, совершенно перестают реагировать на происходящее вокруг.

Влияние погоды

В зимнее время дизайн пешеходов становится однообразнее. Из-за преимущественно темных цветов наружной оболочки, так называемой одежды, обнаружить их можно только на незначительном расстоянии. Внешние световые приборы и светоотражатели их конструкцией не предусмотрены, поэтому в местах возможного обитания пешеходов необходимо уменьшать скорость, чтобы случайно не повредить о кого-нибудь из них лакокрасочное покрытие кузова.

Сцепные качества обуви крайне низкие, протектор зимних и летних моделей отличается не всегда, поэтому способность пешехода перемещаться по заснеженной и обледенелой поверхности ограничена. Модели с шипами не выпускаются. Хуже всего перемещаются особи преклонного возраста и женщины на высоких каблуках.

Способность пешеходов обнаружить автомобиль в зимнее время ниже из-за особенностей наружной оболочки головы, т. н. головного убора.

Они подвержены влиянию порывов ветра и осадков и предпочитают прятать лицо в воротник или закрывать его руками.

Пешеходы, длительное время находящиеся на улице в неподходящей одежде, из-за переохлаждения конечностей теряют возможность быстро перемещаться и концентрировать внимание на окружающей обстановке.

Меры предосторожности

Кроме норм цивилизованного отношения водителей к пешеходам, существует административная и уголовная ответственность за повреждение тех, кто не за рулем. Особая ответственность наступает за нанесение пешеходам увечий в выделенных для них местах (пешеходные переходы и тротуары). Поэтому необходимо в местах массового скопления и возможного появления пешеходов на проезжей части снижать скорость до величины, позволяющей избежать наезда. Не следует забывать, что на пешеходных переходах пешеходам по взаимной договоренности, закрепленной в Правилах дорожного движения, предоставлено преимущество. Возле остановок общественного транспорта необходимо сместиться к середине проезжей части и обратить особое внимание на бегущих пешеходов. В местах возможного появления молодняка, кроме снижения скорости, будьте готовы к брошенным в вашу сторону снежкам, взрывам петард и прочим эффектам.

В связи с высокими тарифами на мойках для одежды (в так называемых химчистках) постарайтесь не разбрызгивать колесами грязь и снег с проезжей части на пешеходов.

Если есть возможность, обучайте вождению автомобиля как можно большее число пешеходов, так как те из них, которые побывали за рулем, становятся гораздо менее опасными при пешем способе передвижения.

Александр Ландарь
Фото Андрея Яцуляка и из архива «Автоцентра»