Сельский вояж

Спросите у любого жителя мегаполиса: где сложнее ездить – в селе или городе? Он ответит, что в городе обстановка гораздо напряженнее. На самом деле и в селе нужно быть готовым к специфичным опасностям, поэтому расслабляться не стоит.

Из дворов выезжают любые транспортные средства, включая самодельные. Пешеходы, особенно пожилые, Правил дорожного движения не учитывают и ходят так, как им удобно. Вблизи перекрестков с грунтовкой из-за нанесенной грязи в дождь дорога становится скользкой. На дорогу может выйти домашняя живность. Сельхозтехника отличается большими габаритами и малой скоростью передвижения. На дороге возле придорожных рынков могут стоять машины и покупатели.

Спросите у любого жителя мегаполиса: где сложнее ездить – в селе или городе? Он ответит, что в городе обстановка гораздо напряженнее. На самом деле и в селе нужно быть готовым к специфичным опасностям, поэтому расслабляться не стоит.

Дороги районного и местного значения иногда больше напоминают трассу для испытаний подвесок на прочность. На них встречаются практически все виды неровностей: от огромных ям до выступов, колеи и «волны» разной высоты. В городе бугристые участки тоже есть, но их чаще ремонтируют или обозначают знаками, в селах же на дороги не обращают внимания годами. Поэтому будьте готовы к торможениям и объездам во избежание повреждения подвески и шин.

Учитывайте и клиренс вашего авто. Здесь действует железное правило – чем ниже машина, тем меньше должна быть скорость, чтобы ничего не оторвать по дороге.

Ближе к селам на асфальте появляется больше грязи, занесенной колесами сельхозмашин, возвращающихся с полей к месту стоянки. Причем грязь может быть не только на местных, но и на магистральных дорогах. В дождь такие участки не очень отличаются от заледенелых. И проезжать их нужно так же плавно, аккуратно и на безопасной скорости.Нередко в сельских населенных пунктах могут быть повреждены или просто сорваны дорожные знаки. Поэтому контролируйте ситуацию постоянно, особенно если по маршруту едете впервые.

Другой транспорт

В селах, по сравнению с городами, совершенно иной парк транспортных средств. Даже на магистралях с началом весенних полевых работ появляются тракторы с различными сельскохозяйственными орудиями, а летом к ним присоединяются комбайны. На районных дорогах такой вид транспорта – не редкость. Его дополняют гужевые повозки, мотоциклы и даже мотоблоки с прицепами. Вся эта экзотика для горожанина может стать причиной очень острых ощущений. Сельскохозяйственная техника отличается нестандартными габаритами и может перекрывать две полосы сразу. При этом скорость этих монстров очень редко доходит до 30–40 км/ч. Их сложно обогнать, к тому же у них непривычные траектории движения (например, у комбайнов управляются задние колеса, и при повороте он заносит в сторону свой «хвост»). И чем дальше от трассы, тем выше вероятность возникновения различных проблем.

Так как все сельхозмашины отличаются повышенной шумностью, вполне возможно, что ваш сигнал услышат не сразу.

Культура вождения в сельской местности намного хуже, чем в городах. Чаще всего световая сигнализация, такая привычная горожанам, совершенно не знакома деревенским жителям. Почему-то здесь не принято смотреть в зеркало заднего вида, даже если оно есть! В связи с этим возможны любые маневры – повороты, перестроения и даже гонки тракторов. Два тракториста могут остановиться посреди дороги, чтобы пообщаться.

Берегитесь велосипедистов! Нередко велосипед, загруженный мешками, катят по дороге.

Чем дальше в глубинку, тем менее предсказуемы мотоциклисты. Чаще всего у них устаревшие мотоциклы «советской» эпохи со слабыми светотехникой и тормозами, без зеркал заднего вида. Привыкнув к тому, что на дорогах очень мало машин, они ездят по любым удобным для них траекториям.

Опасность представляют и оставленные на проезжей части транспортные средства. В селах их, как правило, ставят не там, где это разрешено ПДД, а там, где удобнее владельцу. Чтобы не съезжать на грязную обочину, трактор могут бросить прямо на дороге. Особенно опасными становятся различные «НЛО» в ночное время. Светотехнические приборы чаще всего не работают, светоотражатели на телегах могут быть забрызганы грязью или вообще отсутствовать. Поэтому превышать скорость, проезжая село ночью, может оказаться себе дороже.

Люди

Пешеходы, перебегающие дорогу в больших городах, почти безопасны по сравнению с сельскими жителями. Последние обычно ходят там, где удобно, и только по кратчайшим траекториям. Вполне реальная картина: две соседки могут встретиться на середине дороги и обсуждать свои проблемы.

Днем повышенную опасность представляют автовокзалы, придорожные рынки, торговые центры, где скапливается много людей. Чем больше рынок, тем интенсивнее движение пешеходов, которые могут нести большие сумки и мешки с товарами. В таких местах нередко приходится переходить на первую передачу и «ползком» пробираться между продавцами и покупателями, а также выходящими из автобусов пассажирами.

Мотоциклы с колясками часто используют вместо грузовиков, перевозя по полтонны груза.

Особого внимания заслуживают свадьбы и прочие празднования. Собирающиеся или расходящиеся гости идут только по проезжей части, причем они совершенно не обращают внимание на обстановку на дороге. В этом случае самым правильным решением будет принять вправо и остановиться, пока люди не пройдут. При этом не забывайте посматривать по сторонам, особенно если у вас красивый автомобиль. Местная детвора обязательно захочет потрогать его руками.Животные На проезжей части в деревне может оказаться любая живность, начиная с кур и заканчивая стадом коров. Обычно очень много домашней птицы вдоль дорог можно увидеть во время уборки урожая, когда куры, утки и гуси подбирают зерно, сыплющееся с грузовиков. Из дворов нередко выбегают собаки, чтобы облаять проезжающую машину. Прямо на обочине могут быть привязаны козы. Иногда по дороге важно ходят коты.

Учтите, сигналя, вы распугаете только мелких животных, и то не всех. Поведение кур, например, логике не поддается: они вполне могут броситься буквально под колеса. Несмотря на небольшие размеры, при столкновении эта мелочь способна повредить машину. К тому же какой-нибудь эмоциональный хозяин захочет запустить вдогонку машине камень. В случае с коровами результат использования звукового сигнала может быть плачевным прежде всего для вас. Испуганное животное бросится в сторону автомобиля, а масса хорошо упитанной коровы зачастую превышает полтонны…

 Местные соблазны

Одна из традиций сельского гостеприимства – пригласить за стол и угостить всем, что Бог послал, и, конечно же, выпивкой. Попытка отказаться, мотивируя тем, что вы за рулем, воспринимается не всегда. Традиционные уговоры – это же село, тут нет милиции, вам проехать осталось немного и т. д. Кроме требований Правил дорожного движения, призовите на помощь здравый смысл. Если нужно ехать по дороге, где и без вас достаточно нарушителей и есть шанс попасть в ДТП, – нельзя пить даже чуть-чуть. Ведь в случае наличия алкоголя в организме вы автоматически перейдете из пострадавших в виновники. К тому же некоторые местные напитки имеют весьма специфичный запах, хорошо различимый даже без специальных приборов. А закон подлости пока еще никто не отменял…

Итак, проезд села чреват своими опасностями и особенностями. Чтобы поездка к родне не принесла неприятностей, не торопитесь, обращайте повышенное внимание на поведение пешеходов и других участников дорожного движения. Остерегайтесь домашних животных. Обязательно учитывайте все особенности сельской местности, чтобы своевременно нейтрализовать возникшую опасность.

Александр Ландарь
Фото автора, Юрия Дацыка и Сергея Матусяка

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ