X

Цепи противоскольжения: Кандалы для свободы

Любой автомобилист крепко привязан к дорогам: далеко ли отъедет современная легковушка от узкой полоски асфальта? Особенно эта зависимость проявляется зимой. Как ни странно, предоставить нам дополнительную свободу могут… цепи – внешне напоминающие кандалы. Как выбирать цепи противоскольжения и пользоваться ими?

Любой автомобилист крепко привязан к дорогам: далеко ли отъедет современная легковушка от узкой полоски асфальта? Особенно эта зависимость проявляется зимой. Как ни странно, предоставить нам дополнительную свободу могут… цепи – внешне напоминающие кандалы. Как выбирать цепи противоскольжения и пользоваться ими?

Любой автомобилист крепко привязан к дорогам: далеко ли отъедет современная легковушка от узкой полоски асфальта? Особенно эта зависимость проявляется зимой. Как ни странно, предоставить нам дополнительную свободу могут… цепи – внешне напоминающие кандалы. Как выбирать цепи противоскольжения и пользоваться ими?

Многие городские водители считают цепи противоскольжения атрибутом отчаянных «джиперов» и трактористов из глубинки. Но рано или поздно, по дороге на дачу либо в загородной поездке, каждому автомобилисту встречаются заснеженные участки, которые без цепей не преодолеть.

«Лесенка» и «соты»

По принципу действия цепи противоскольжения напоминают высокие грунтозацепы на внедорожной резине. С той лишь разницей, что выступы протектора могут забиться снегом или грунтом, превратив колесо в беспомощный слик, а в большом пространстве между ветвями цепи снег и грязь задержаться не могут. Цепь всегда выступает над поверхностью колеса и потому цепляется за дорожное покрытие.

На авторынках Украины можно найти цепи двух основных типов: с рисунком рабочей части «лесенка» и «соты». Первый вариант проще по устройству, но при этом хуже препятствует боковым смещениям (заносам). Кроме того, колесо, «обутое» в цепь с рисунком «лесенка», не круглое в профиль и вращается с рывками. За счет резко меняющейся нагрузки это может навредить трансмиссии и подвеске. В свою очередь, «соты» благодаря постоянному присутствию ветвей в пятне контакта шины с грунтом не изменяют форму колеса, а значит, обеспечивают более плавное вращение. Лучше, если звенья цепи сделаны из прутка прямоугольного, а не круглого сечения: угловатые детали лучше «вгрызаются» в плотный снег и лед.

Величина звеньев важна, когда тесная колесная арка автомобиля ограничивает общий диаметр колеса. Например, в инструкциях к некоторым иномаркам оговорена возможность применения только мелкоячеистых цепей, выступающих над поверхностью покрышки не более чем на 13 – 15 мм, причем лишь на колесах и дисках определенных размерностей. Из российских автомобилей «теснотой» колесных арок отличается семейство «десяток» – при сильной раскачке подвески за подкрылки могут цепляться даже противобуксовочные приспособления высотой 10 мм.

Резиновые цепи

В отдельную категорию входят мягкие цепи из пластикового материала (наподобие капрона), похожего на резину, – их еще называют сеткой для колес. Главное их преимущество по сравнению с металлическими аналогами заключается в том, что они позволяют ехать с большой скоростью. Инструкция рекомендует придерживаться скорости 60 км/ч, однако опыт некоторых водителей свидетельствует о возможности проехать без каких-либо серьезных последствий более сотни километров со скоростью 80 км/ч. На шоссе, покрытом рыхлым или укатанным снегом, они в целом не уступают металлическим «кандалам», хотя на заснеженном бездорожье эффективность «сеток» не так высока. Примерно то же самое можно сказать о езде по глубокой грязи на бездорожье. Благодаря наличию шипов пластиковые цепи неплохо помогают на обледеневшей дороге.

Вопреки расхожему мнению, «пластик» отнюдь не одноразовый. У некоторых автомобилистов такие «мягкие» цепи служат уже второй сезон. Еще одно их безусловное преимущество состоит в том, что они не намного увеличивают диаметр колеса.

Cогласно руководству по эксплуатации пластиковых цепей, колеса с машины не рекомендуется снимать, их нужно просто поддомкрачивать. Но некоторые водители предпочитают полностью демонтировать колеса с автомобиля. В этом случае на «обувание» двух колес уходит не более 30 минут, главное при этом – не потерять в снегу что-либо из установочного комплекта.

Надежность и качество

Самыми надежными (и соответственно, дорогими) считаются цепи испанского производства (600 – 800 грн.). Примерно такого же уровня изделия из Италии (500 – 650 грн.). Оба упомянутых комплекта имеют рисунок «соты». Цепи «лесенка» (также итальянские) стоят дешевле (130 – 150 грн.) и устроены несколько проще. У австрийских цепей (200 грн.) также более простой замок. Продавцы отличают недостаточную прочность польских (120 – 160 грн.) и турецких цепей (120 грн.), хотя на пару вылазок в заснеженную местность их должно хватить. Пластиковые средства для повышения проходимости, как оказалось, – товар на любителя: найти «сетки» (330 грн.) удалось не сразу. Все цепи продаются попарно – на два колеса.

Некоторые недостатки этих изделий могут проявиться только в процессе эксплуатации. При контакте со льдом и жестким снегом гальваническое покрытие цепей стирается, вопрос только – насколько быстро это произойдет. Некачественная резина амортизирующих крючьев-замков на морозе может терять эластичность. Более прочными представляются обычные цилиндрические пружины, которыми оснащены некоторые наборы.

Дело практики

При пользовании цепями важно учесть требования инструкции к ним и руководства по эксплуатации автомобиля. Автопроизводитель рекомендует размер покрышки, на которую можно ставить цепи. Кроме того, следует соблюдать скоростной режим. Большинство производителей ограничивают скорость для «закованных» машин 50 км/ч, а продавцы цепей рекомендуют не превышать 35 км/ч. Отступление от этого правила чревато если не потерей цепи, то повреждением элементов подвески, тормозов, подкрылков и т. п.

Перед надеванием цепей желательно снять колесные колпаки. Ездить в цепях по асфальту нельзя: в этом случае и они сами, и покрышки изнашиваются быстрее.

Мелкозвенчатых цепей с размером звена менее 10 мм в продаже найти не удалось. А именно они позволяют ехать с более высокой скоростью по заснеженному шоссе. Кстати, такие цепи меньше разрушают шины при движении по твердой поверхности.

Монтировать цепи нужно на ведущие колеса. Если автомобиль полноприводный, в железо лучше «обуть» все четыре колеса. Когда цепей только пара, а машина 4х4, их лучше поставить на передний мост. Но лишь при условии, что схема трансмиссии обеспечит его постоянную работу на тяжелом участке. На автомобилях с автоматическим подключением второго моста лучше поставить цепи на те колеса, на которые крутящий момент подается постоянно.

В шкуре тракториста

По утверждению опытных водителей, «оцепованный» автомобиль в движении напоминает трактор. Глубина преодолеваемого снега и управляемость возрастают. Это касается и тяжелых заднеприводных машин бизнес-класса, которые обычно вязнут даже в пляжном песке. Но всему есть предел, и, забравшись в полуметровые сугробы, любой внедорожник может сесть «на брюхо». Колеса с мощными цепными грунтозацепами быстро выгребут из-под себя снег – тогда без настоящего трактора обойтись уже не удастся.

 Цепи по-европейски

В некоторых странах Европы необходимость использования цепей оговорена в законодательном порядке.

Во Франции, Германии и Италии нельзя двигаться без цепей, когда на заснеженных дорогах установлены специальные знаки. В Болгарии в зимнее время экипажи автобусов и грузовиков должны иметь с собой комплект цепей как минимум на пару колес, в Австрии они обязательны для крупнотоннажных тягачей. В Хорватии полиция требует надеть цепи во время гололеда или при слое снега более 5 см, а в соседней Македонии – при снегопаде. В Финляндии, Бельгии, Латвии и Эстонии цепи разрешены на снегу и льду. В то же время в некоторых странах могут оштрафовать за езду с цепями по чистому асфальту. В украинских ПДД никаких ограничений, связанных с применением этого средства противоскольжения, нет.

 Не жмут?

На коробках с металлическими цепями обычно указаны размеры шин, для которых они предназначены, или цифровой код размерности: 60, 70, 90 и т. п. В зависимости от диаметра и ширины колеса с помощью кода и специальной таблицы можно подобрать цепи нужного размера. Такие таблицы, как правило, есть у продавцов. Пластиковые цепи предлагаются для шин посадочным диаметром от 13 до 16 дюймов. Прямых ограничений по весу транспортного средства нет.

 Надеваем цепи

Монтаж всех представленных сегодня на украинском рынке цепей не предполагает троганья автомобиля с места, что позволяет надевать их даже после того, как машина застряла. Однако сначала лучше все же специально потренироваться.

Игорь Широкун
Фото Юрия Нестерова и Pewag