Умный лужу обойдет

Правильно форсировать лужу, как и любую другую водную преграду, – значит не только достичь ее противоположного «берега», но и не причинить при этом вреда автомобилю. Тут понадобятся определенные знания и навыки.

Правильно форсировать лужу, как и любую другую водную преграду, – значит не только достичь ее противоположного «берега», но и не причинить при этом вреда автомобилю. Тут понадобятся определенные знания и навыки.

Каждая крупная лужа может таить в себе несколько опасностей. Во-первых, вода нередко скрывает изъяны проезжей части. То, что участок дороги знакомый, еще ничего не значит. Под водой могут быть камни, кирпичи и другие предметы, а колодезные люки иногда снимают и сами коммунальщики, чтобы ускорить отток воды через систему канализации.

Во-вторых, слой воды на дороге сам по себе представляет серьезное препятствие для машины. Особенно опасно, когда автомобиль въезжает в воду колесами одного борта – на высокой скорости его может сбить с курса и вынести на встречную полосу.

В-третьих, вода может на время вывести из строя узлы или повредить агрегаты машины. Больше, чем другие узлы, страдают от влаги электронные блоки и приборы электрооборудования. Обычно их располагают вверху, однако зачастую «орошению» подкапотного пространства помогает вентилятор системы охлаждения, лопасти которого достают до поверхности преодолеваемого «водоема». Малополезны холодные ванны для агрегатов трансмиссии – коробок передач, ведущих мостов: при резком охлаждении вода может засасываться в них через сапуны. Если жидкость попадет в выхлопную систему, может заглохнуть двигатель.

 Личный опыт  

Дмитрий Чабан. Тест-пилотДмитрий Чабан
Тест-пилот

Недавно, во время тестов Opel Astra GTC в Испании, после сильных ливней водой была залита вся улица выше тротуаров. «Аборигены» вообще не рисковали проезжать, но нам-то надо было попасть в аэропорт. Водитель одного из экипажей, не подумав, влетел в эту лужу на всей скорости. В результате машина замерла прямо посередине, а что стало с великолепным турбомотором, можно только предполагать. Преграду надо было преодолевать медленно, на первой передаче. Когда нужно было отпустить волну, пришлось снизить скорость, для этого я выжал сцепление. Но вообще-то в такой ситуации лучше поискать объезд. Если еду на большой скорости, то по возможности объезжаю даже маленькие лужи. Иначе начнется аквапланирование, и авто «поплывет». Скорость и лужи – понятия несовместимые.

 Подготовка

Чтобы преодолеть глубокие места, нужно заранее «проложить» траекторию. Самым верным маршрутом будет объезд. Определить глубину лужи и наличие ям можно, ориентируясь на степень «погружения» других машин. Глубина 0,4-0,5 м критическая для легковушек. Если берег лужи – не раскисший грунт, маловероятно, что на дне скрывается вязкая грязь. Ременной привод вентилятора можно снять, чтобы лопасти не разбрасывали капли.

 Переправа

Чтобы удержать курс на скорости при попадании в воду колес одного борта, нужно слегка повернуть руль в сторону, противоположную луже. Если машина провалится в яму, важно не дать мотору заглохнуть. При появлении характерных волн -«усов» на поверхности воды нужно снизить скорость: волна может дойти до «жизненно важных органов». Чтобы не останавливаться в воде, придется дождаться, пока едущая впереди машина достигнет противоположного берега. Угроза снизу: вода может залить глушитель. Чтобы этого не случилось, обороты двигателя нельзя опускать ниже средних – тогда отработавшие газы «не пустят» воду в трубу. Чтобы форсировать глубокую лужу большой протяженности, необходимы три условия: первая передача, низкая скорость и средние обороты. На машинах с «автоматом» перед глубокой лужей лучше переключиться на низшую ступень вручную. Для снижения скорости можно кратковременно полуприжать педаль сцепления или тормоза.

 Обсыхаем

Даже если форсирование прошло без проблем, нужно остановиться и вытереть брызги воды с трамблера и проводки – иначе могут возникнуть перебои зажигания. Вернуть мокрым тормозам эффективность можно, проехав несколько десятков метров с полунажатой педалью.

 Контрастный душ

Весьма неприятные последствия могут ожидать автомобиль, если он после длительной езды с ходу влетает в глубокую лужу. Разогретые предыдущими замедлениями тормозные диски из-за резкого перепада температур могут необратимо деформироваться и станут непригодными для работы. Опасен контрастный душ и для моторов с наддувом – если разогретая турбина «напьется» холодных брызг, потребуется серьезный ремонт. Двигатель, «заглотнувший» воды в цилиндры, ожидает гидроудар – разрушение деталей поршневой группы (ведь вода не сжимается, как воздух, в камере сгорания). Поэтому машину нельзя заводить, если есть признаки «затопления» цилиндров – полностью затопленный моторный отсек или просто следы воды в патрубке воздушного фильтра.

 Дело рук утопающих

Легкое нажатие педали тормоза при преодолении глубокой воды поможет сохранить эффективность тормозов – прижатые колодки будут удалять воду с рабочих поверхностей дисков и барабанов. Особенно это важно для автомобилей, на всех колесах которых применены барабанные тормозные механизмы – ЛуАЗов, «Запорожцев», большинства УАЗов, «Волг» и части «Москвичей». Если автомобиль заглох в неглубокой, хотя и большой протяженности луже, скорее всего, причина в забрызганной водой высоковольтной части системы зажигания. В таком случае необязательно сразу выходить из машины и мочить ноги. Достаточно подождать несколько минут. За это время вода стечет с проводов и трамблера, теплые детали высохнут, и двигатель запустится.

Игорь Широкун
Фото автора, Андрея Яцуляка и Сергея Суховского

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.