Уроки буксования

Несмотря на то, что улицы пока не засыпаны снегом, автовладельцы должны быть готовы к сюрпризам в виде снегопада. Чтобы не быть застигнутыми врасплох, неплохо вспомнить навыки зимнего вождения.

Короткий и прямой отрезок заснеженной дороги нужно преодолевать с разгона. Вариант для смелых: первая передача, вытянутый подсос и одна человеческая сила.

Несмотря на то, что улицы пока не засыпаны снегом, автовладельцы должны быть готовы к сюрпризам в виде снегопада. Чтобы не быть застигнутыми врасплох, неплохо вспомнить навыки зимнего вождения.

Как преодолевать снеговые преграды, мы покажем на примере переднеприводного Daewoo Lanos и заднеприводного ВАЗ-21011.

Условия задачи

Едущий первым ВАЗ мы загнали на боковую аллею, покрытую глубоким и слежавшимся нетронутым снегом. Стараясь представить себя малоопытным автолюбителем, водитель ехал, как по обычной чистой дороге – не следя за оборотами двигателя. И вскоре застрял. Упершись передними колесами в снежный бордюр, за десять секунд буксования «жигуль» успел не только зарыться ведущими задними колесами в снег на дне колеи, но и соскользнуть задним мостом в сторону от нее.

Lanos мы решили посадить еще «качественнее» – повернули передние колеса и съехали на снежную целину. Когда машина встала под углом к дороге и нетронутый снег оказался и перед передними, и перед задними колесами, Daewoo тоже увяз. Он практически лежал «на брюхе», касаясь снега бампером, двигателем и левым порогом – да еще под углом к дороге.

На чужих ошибках. Чтобы «засесть» поглубже, водитель заднеприводной машины умышленно не сбрасывал газ, уже отметив снижение скорости при неизменных оборотах двигателя. Для успешного же преодоления трудного участка нужно сразу остановиться, не дожидаясь, пока под ведущими колесами образуются лунки. Затем, сдав на несколько метров назад, можно с разгона штурмовать трудный участок по своей же колее.

«Посадить» Daewoo Lanos оказалось так же просто, вопреки тому, что передний привод обеспечивает лучшую проходимость. Естественно, сопротивление толстого слоя снега за пределами дороги выше, чем укатанного, и автомобиль остановился. Добавление газа уже на стоящей машине привело к буксованию. К таким же плачевным результатам может привести и непрямолинейное движение в глубоком снегу. Из-за того, что каждое из четырех колес при этом вынуждено прокладывать собственный след, сопротивление движению возрастает вдвое.

Решение проблем

Первым делом выходим из машин для оценки обстановки. Это важно, поскольку поспешные действия водителя наугад обычно приводят к усугублению ситуации. Только после учета всех факторов можно принять правильное решение и засучить рукава.

«Жигули», без паники. Чтобы выехать, автомобилю понадобится пространство для разгона. Для этого можно лопатой или, на худой конец, ногой расчистить перед колесами дорожки длиной около метра. Если же есть помощник, проще вернуть машину в колею. Для этого водитель резким нажатием акселератора на первой передаче вызывает буксование, а второй человек в это время сдвигает скользящую заднюю часть машины в нужную сторону и выставляет ее строго по колее.

Чтобы выбраться из лунок, образовавшихся под ведущими колесами, можно воспользоваться помощью одного-двух человек или попробовать раскачать машину самостоятельно. Для этого включается нужная передача (в нашем случае – задняя) и при минимальных оборотах плавно отпускается педаль сцепления. Автомобиль сдвинется назад буквально на несколько сантиметров. При первых признаках буксования нужно снова выжать сцепление и дать машине скатиться максимально вперед (в пределах удлиняющейся лунки). Когда авто начнет снова скатываться назад, нужно использовать инерцию его массы и снова отпустить сцепление, «подталкивая» машину назад еще и двигателем. Обычно после пяти – десяти «подходов» ямки под колесами превращаются в дорожки, которых хватает для разгона и освобождения из «плена». При этом пассажиры могут подталкивать машину в такт «раскачке».

Переменный вектор Lanos. Раскачивать почти зависший «на животе» Lanos было рискованно – ведущие колеса могли выгрести из-под себя последний снег. Однако в данном случае можно было использовать одно из преимуществ переднего привода – возможность поворачивать ведущие колеса в нужном направлении.

Если рядом с ведущим передним колесом есть участок дороги с лучшим сцеплением или без снега, можно попробовать выехать на него, повернув колеса в соответствующую сторону. Возвращаясь в колею, стоит помочь машине, подталкивая ее сбоку в переднее крыло.

Если машину подталкивают вдоль дороги, нужно следить, чтобы управляемые колеса были сориентированы точно по линии движения. Особенно это важно для переднеприводных автомобилей. Кроме того, желательно прочистить дорожки перед колесами. Когда машину выталкивают, водителю не стоит сильно «газовать», чтобы ведущие колеса вновь не зарылись.

Помоги себе сам

Увлекшись борьбой со стихией, мы решили опробовать и самый экстремальный способ. Правда, он подойдет только для автомобилей с ручным управлением воздушной заслонкой карбюратора (подсосом) и с инжектором, если он обеспечивает стабильную тягу на холостом ходу. При отсутствии помощников водитель может сам подталкивать свою машину. Убедившись в хорошей спортивной форме сидящего за рулем и посоветовав ему крепче держаться за рамку двери, коллеги отошли в сторону.

Для отчаянных. На первой (можно и на второй) передаче на буксующем автомобиле с помощью «подсоса» выставили обороты двигателя 1500 – 2000 об/мин. Встав из-за руля, водитель начал толкать машину, стоя около открытой двери. Когда автомобиль начал набирать скорость, он сел за руль и, убрав «подсос», продолжил движение, дозируя газ акселератором.

 Действуем обдуманно
Обычно автомобиль буксует там, где начинается целина. Начало буксования можно контролировать, приоткрыв дверь. Крайний, но очень эффективный способ – помощь пассажира, пешехода или коллеги-водителя. Чтобы вернуть заднеприводную машину в колею, во время буксования ее подталкивают сбоку.

 Теория проскальзывания

Буксование – это проскальзывание вращающихся ведущих колес автомобиля относительно поверхности дороги, возникающее, когда величина приложенного к колесу крутящего момента двигателя превышает величину силы сцепления протектора с поверхностью дороги.

 Выбираемся из глубокого снега
Буксуя, неопытный водитель усугубляет ситуацию, забывая удерживать управляемые колеса в положении «прямо». Если машина задевает снег днищем, лучше подтолкнуть ее, чтобы после буксования не сесть на «брюхо». Длительное буксование помогает, если неглубоко под снегом скрыт нескользкий твердый грунт. Возможность повернуть буксующие колеса ведущего «передка» помогла вернуть переднеприводную машину в колею. Daewoo Lanos удалось освободить из плена лишь после того, как мы рывками назад-вперед накатали дорожку для разгона. Припасенная лопата облегчит расчистку колеи, по которой машина сможет разогнаться и выехать на чистую дорогу.

 Советы буксующему

Повышенные обороты холодного мотора, поддерживаемого «подсосом» или «инжектором», помешают тронуться внатяг на скользкой дороге.

1 Чтобы сдвинуть с места застрявшую в снегу машину, иногда достаточно просто выйти и откинуть снег из-под колес. Получив малейшую возможность для разгона, можно продолжить путь.

2 Для увеличения сцепления в момент трогания под ведущие колеса можно подложить рифленые коврики из салона. Только не забудьте вернуться за ними, когда машина выберется из ловушки.

3 Чтобы облегчить последующее трогание, останавливаясь в снегу, нельзя тормозить резко – тогда покрышки не образуют под собой гладкую дорожку, к тому же колеса под действием инерции автомобиля не застрянут в неуплотненном снегу.

4 В зимнюю пору нелишне возить с собой широкую дворницкую лопату. Она более эффективна, чем саперные, складные и прочие лопатки.

Игорь Широкун
Фото Сергея Кузьмича

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ