X

Внимание: смена погоды

Мы привыкли считать, что летом водить машину намного проще, чем в любое другое время года. Но оказывается, что и здесь есть свои сложности. Причем их не так уж и мало.

Мы привыкли считать, что летом водить машину намного проще, чем в любое другое время года. Но оказывается, что и здесь есть свои сложности. Причем их не так уж и мало.

Мы привыкли считать, что летом водить машину намного проще, чем в любое другое время года. Но оказывается, что и здесь есть свои сложности. Причем их не так уж и мало.

Когда небо хмурится, мы огорчаемся и ждем солнца. Но неизвестно, что хуже – стойкая плохая погода или ежедневные ее перепады. Каждая погодная ситуация требует определенных корректив стиля вождения, дополнительного оснащения автомобиля и просто изменения привычек. Летние сюрпризы – это внезапный сильный дождь, иногда с грозой, ночные туманы и резкие колебания температур, переменная облачность и сильная жара. Как показывает опыт нынешнего лета, эти перемены могут происходить несколько раз в день. В подобной ситуации особого внимания требует управление автомобилем на загородных шоссе, так как по ним обычно едут с высокой скоростью. Неприятным сюрпризом может оказаться смена погоды при выезде на природу. Ведь лето – это пора сбора грибов, ягод и рыбалки. Чего можно ждать от переменчивой погоды?

 Ясная, солнечная погода

Свежеуложенный асфальт в жаркую погоду не менее опасен, чем разогретые участки старого покрытия.

В жару человек сильнее устает, внимание рассеивается и скорость реакции снижается. Такая погода действует не только на водителя, но и на дорогу.

Опасность: В жару тает битум, который является отличной смазкой. На подобной дороге тормозной путь автомобиля намного увеличивается и повышается опасность заноса при резком торможении.

Совет: Снизьте скорость, избегайте резкого торможения и маневрирования.

Опасность: Без солнцезащитных очков устают глаза, при езде против солнца блики на лобовом стекле от панели приборов отвлекают от управления и ухудшают видимость. В результате какие-то детали остаются незамеченными. Такой «мелочью» вполне может оказаться красный свет светофора или пешеход.

Совет: Подберите хорошие противосолнечные очки. Не натирайте до блеска панель приборов. Поддерживайте лобовое стекло в чистоте и положите кусок ткани на панель, чтобы избавиться от бликов.

 Гроза

Грозовые дожди, как правило, начинаются быстро. Первые капли воды падают на асфальт и смачивают мельчайшие частицы пыли, резины от покрышек и прочую грязь.

Опасность: Надежная сухая дорога превращается в отличный каток. Самые опасные – первые минуты. Затем вода слегка охлаждает асфальт, смывает грязь, и ситуация немного улучшается. Но все же сцепление шины с дорогой намного хуже.

Во время сильного дождя возможно аквапланирование (шина начнет «всплывать»). Особенно склонны к этому явлению изношенные покрышки с широким протектором. Например, при проведении испытаний на аквапланирование автомобиль Saab 9-3 на шинах с глубиной протектора 8 мм «всплывал» в специальном бассейне при скорости 80–85 км/час, а на точно таких же шинах, но с протектором в 4 мм – уже при 60 км/час. Вероятность аквапланирования выше в низинах, где образуются глубокие лужи.

Порывы сильного бокового ветра, которые, как правило, всегда сопровождают грозу, в сочетании с резким уменьшением сцепления шин с дорогой могут стать причиной сноса с проезжей части и, как следствие, серьезной аварии. Иногда порывы ветра ломают ветви деревьев, растущих на обочине, и те летят прямо в стекла машин.

Ухудшается видимость, так как стеклоочистители в сильный ливень не всегда справляются с потоками воды. Свою лепту вносит и запотевание стекол. Ведь в дождь мы закрываем окна, стекла охлаждаются сильнее, чем воздух в салоне, и влага конденсируется на их внутренней поверхности. Этому способствует повышенная влажность воздуха.

Совет: С первыми раскатами грома и каплями дождя лучше сразу снизить скорость, включить ближний свет фар и вентилятор отопителя. Вполне возможно, что придется даже чуть подогреть (если машина оснащена кондиционером, стоит включить его – он отличный осушитель) подаваемый воздух, чтобы стекла быстрее высохли. О резких торможениях и маневрах нужно забыть до просыхания дороги. Лужи всегда лучше объезжать, а если это невозможно – заблаговременно снижать скорость минимум до 60 км/час, чтобы избежать аквапланирования. Проезжать лужи нужно по прямой, не поворачивая руль. Иначе при выезде может последовать резкий рывок в ту сторону, куда повернуты колеса. Заметив летящие ветки, лучше остановиться на открытом участке и переждать бурю.

 Туман

Туман чаще всего опускается на землю ночью или рано утром, хотя вполне может появиться и днем. Так как туман – это микроскопические частицы влаги, сконденсировавшиеся до определенных размеров, наиболее часто его можно встретить возле водоемов (рек, озер) и населенных пунктов, где в воздухе много микроскопических частиц пыли и дыма. Именно эти частицы становятся ядрами конденсации влаги.

Опасность: Туман резко ухудшает видимость, вплоть до того, что даже разметка становится незаметной.

Совет: Увидев впереди плотную пелену, снижайте скорость и включайте противотуманные фары или ближний свет. Дальний только усугубит ситуацию, так как перед машиной возникнет световая стена, за которой ничего не видно уже в десятке метров. Мощные ксеноновые фары в тумане не помогут, скорее, видимость будет даже хуже, чем с обычными.

Включите вентилятор отопителя и подавайте на лобовое стекло теплый воздух, чтобы избежать конденсации паров влаги. Включите стеклоочистители в режим прерывистой работы или «туман» (если такой есть).

А когда перестаете видеть и саму дорогу – лучше остановиться, съехав на площадку возле нее или на проселок, так как на обочине вас могут зацепить. Увидев в зеркало заднего вида приближающиеся огни, слегка нажмите на педаль тормоза, чтобы привлечь внимание водителя светом стоп-сигналов.

 Выбираем дорогу

Капризы погоды вполне способны испортить настроение, если путь лежит по грунтовой дороге. Когда до ближайшего асфальта несколько километров и начинается ливень, нужно срочно принимать решение – либо выезжать в цивилизованное место, либо ждать, пока дорога просохнет.

Опасность: Сильный дождь может превратить грунтовую дорогу в непроходимое месиво, а накатанные участки становятся очень скользкими. Не лучше по проходимости и глинистые участки. В лужах на песчаных дорогах быстро появляется глубокая колея.

Совет: Следите за прогнозом погоды. Учитывайте характеристики грунта в месте отдыха, в том числе и по косвенным признакам. Например, сосновый лес почти всегда растет на песке. А по мокрому песку ехать даже лучше, чем по сухому. Но если на песчаной дороге вы увидите лужу – это явный признак того, что близко слой глины, не пропускающий влагу. Такое препятствие лучше объехать, в крайнем случае – разуться и провести разведку.

Если же к выбранному месту отдыха ведут грунтовые дороги по чернозему – надо особенно тщательно изучить прогноз погоды. Преодолеть раскисший чернозем могут далеко не все полноприводные машины. Поэтому, если есть опасность попасть на такую дорогу в дождь, буксирный трос, лопата и пара проволочных ковриков в машине обязательны.

 Перепады температур

Конечно, летом появление на дороге гололеда вряд ли возможно. Но резкие изменения температуры, особенно похолодание после жары, тоже приносят свои сюрпризы. Чаще неприятности доставляет не дорога, хотя туман в этом случае вполне возможен, а работа двигателя. Еще одна неприятность – как и во время сильного дождя, будут запотевать окна, пока салон не прогреется.

Опасность: Похолодание после дождя вполне способно вызвать конденсацию влаги на проводах высокого напряжения и внутренней поверхности крышки прерывателя-распределителя. В этом случае ток начинает двигаться не по назначению, и мотор отказывается заводиться. Классическое проявление такой проблемы – хлопки в карбюраторе, глушителе и сильные вибрации двигателя. Симптомы появляются после длительной стоянки, так как на горячем моторе влага испаряется.

Совет: Для устранения понадобится сухая тканевая или бумажная салфетка. Протрите провода и крышку распределителя (внутри и снаружи), и мотор оживет. Можно обойтись и универсальными влаговытесняющими смазками, которые распыляют на приборы системы зажигания. Способы борьбы с запотеванием окон аналогичны тем, что рекомендуются в дождь.

Александр Ландарь
Фото Владислава Бойко и автора