X

Все «колдобины» автобанов

Как ездить там, где скорость не ограничена









Из жизни

Двое бывших наших «прогавили» съезд с автобана. Объезжать
– минимум километров пять-десять. Вернуться – каких-то 200
метров. Они, естественно, включают аварийку и пятятся до тех
пор, пока в них не въезжают молодые негры. Полиция допросила
задних, подходит к нашим: езжайте, с ними тяжелый случай,
скорее всего, наркотики – говорят, что вы ехали задним ходом.

Немецкие автобаны –
это мечта шофера: идеальное покрытие, отсутствие перекрестков, светофоров
и ограничений скорости. И если уличное движение в городах Германии обычно
не ставит нас, готовых ко всему, в тупик, то автобаны, о которых мы знаем
лишь хорошее (см. выше), – это чужой монастырь. Со своими уставом, правилами,
менталитетом и даже философией. Надеемся, информация о них пригодится
нашим читателям, которым посчастливится путешествовать по Европе.

Кое-что о знаках

Указателей, табличек, табло на автобанах явно больше, чем может усвоить
среднестатистический драйвер. Они предназначены для того, чтобы водители
не прозевали съезды с трассы, к бензозаправке, на стоянку для отдыха и
т. д.

Конечно, неплохо хотя бы немного знать немецкий язык, поскольку надписи
на знаках не дублируются. Впрочем, можно и запомнить: автобан так и обозначается
– «Autobahn». Съезд с него – «Ausfahrt». АЗС – «Tankstellen». Стоянки
для отдыха – «Raststatten». «Gesperrt» – движение перекрыто. «Umleitung»
– объезд.

Примерно через каждый километр высится основательная стойка с панно,
регламентирующим режим движения по полосам. В местах, где постоянно возникают
пробки, вместо панно вывешены электронные табло, показания на которых
изменяются в зависимости от ситуации на данном участке. Так, если движение
плотное, то ограничивается скорость (у каждой полосы свой лимит) или загорается
знак, запрещающий обгоны. Эта же информация плюс длина пробок в километрах
и вероятное время прохождения автомобиля через них постоянно передается
по радио и ТВ.

Кстати, знаки в «бундесе» имеют несколько иной контекст, чем у нас. Так,
если скорость ограничивается отметкой 100 км/ч, это означает, что до следующего
знака нельзя не только превышать ее, но и двигаться медленнее.

Speed limit

Если в большинстве стран Европы запрещено двигаться быстрее 130 км/ч,
то на немецких автобанах верхнего предела скорости не существует. Как
говорится, «максималка» здесь ограничивается только возможностями вашего
авто. Кстати, именно отсюда «сдвиг» немцев по теме тюнинга.

Конечно, есть участки, где по каким-то причинам (в основном из-за строительных
работ) устанавливаются лимиты скорости. Они могут изменяться в зависимости
от погодных условий, плотности движения, состояния покрытия и других факторов.
Информация о таких изменениях также отображается на световых табло.

Есть еще такое понятие, как рекомендуемая (видимо, теми исследователями
из четырех НИИ) скорость на автобанах – 130 км/ч для легковых и 80 км/ч
для грузовых авто. Если вы, превысив ее, попадете в аварию, то всегда,
хоть и частично, будете виноваты.

Банный сервис

Дорожный анекдот. Один герр, спешивший по Е-95 в Одессу, сильно хотел
в туалет, и украинский водитель выпустил его в лес. Помыкавшись в чаще,
тот вышел измученный и изумленный: никакого туалета он там не нашел.

На автобане можно останавливаться только в специально отведенных местах:
на АЗС и площадках для отдыха. На любой заправке (а они расположены через
каждые 20 км с обеих сторон) есть кафе, туалет и мини-супермаркет, в котором
всегда найдется уголок с раскладкой самых разнообразных карт, атласов,
путеводителей, планов городов и т. д.

На стоянках, встречающихся примерно через каждые 30 км, есть кемпинги
либо мотели. Или просто комнаты для отдыха, детские площадки, туалеты
и мусорные бачки, которыми не стоит пренебрегать – у немцев приветствуются
доносы и очень популярны «мобилки» с фотоаппаратами. Вы очень удивитесь,
когда вас остановит полицейский и выпишет штраф за то, что вы выбросили
в окно окурок на таком-то километре.

Осторожно, работает кран!

Сейчас новые дороги прокладывают большей частью в «новых землях», т.
е. на территории бывшей ГДР. В западной же части Германии в основном расширяют
самые узкие места и участки, где происходит наибольшее количество дорожно-транспортных
происшествий – вблизи больших городов и крупных развязок. Поэтому строительные
работы стали неотъемлемым атрибутом пейзажа автобанов. Перед огражденной
со всех сторон стройплощадкой устанавливаются специальные знаки и наносится
временная разметка желтым цветом. Как правило, при проведении работ перекрывается
часть полосы в одном направлении, а поток транспорта идет по участку встречной
полосы. В этом случае потоки разделяют бетонными блоками, а ряды для движения
обозначают не только желтой полосой, но и светоотражающими элементами
в виде катафотов, установленных прямо на асфальте. Так что путаницы не
возникает – полосы для движения отчетливо видны в ночное время и в любую
погоду.

Полосатый рейс

На основных автобанах – по 4 полосы в каждом направлении: три общие и
одна служебная (самая правая, отделенная от общих сплошной полосой). Чем
«левее» полоса, тем выше средняя скорость движения по ней. Если по правой
полосе машины едут со скоростью 100 – 110 км/ч, то по средней – уже сильно
за 130. Да и обгоняя со средней полосы, нужно смотреть, чтобы на горизонте
не маячил скороход, которому давно пара в крайний левый ряд, иначе будут
сложности – ему придется экстренно тормозить. Если вы не намерены мчаться
со скоростью авиалайнера, выбирайте крайнюю правую полосу. В случае, когда
впереди возникли препятствия (пробка, авария), водитель должен включить
аварийную сигнализацию, чтобы едущие сзади успели снизить скорость.

Для выезда на автобан служат полосы ускорения, где надо разогнаться
до скорости, позволяющей вписаться в колонну едущих слева. Для съезда
предусмотрены полосы торможения. «Гаситься» до такой полосы – значит создавать
проблемы для едущих за вами.

Служебная же полоса предназначена для полиции, «скорой помощи», пожарных.
И даже если на автобане создается пробка, на эту полосу никто не заезжает:
с этим очень строго, «штрассеки» (местные гаишники) лютуют. Если поймают
профессионала, дальнобойщика или водителя автобуса, то могут серьезно
испортить ему карьеру, навсегда «закрыв» категорию.

Чего делать нельзя

Ограничений немало, и все они служат главной цели – избежать создания
«штау», т. е. пробок. Ведь даже незначительные происшествия могут иметь
самые печальные последствия – скорости-то не ограничены. Ни в коем случае
нельзя совершать обгон справа, ехать против движения, т. е. задним ходом.
Не разрешено ходить пешком, ездить на велосипедах, даже по обочине. Транспортным
средствам с максимальной скоростью менее 60 км/ч въезд на Аutobahn заказан.
Запрещена учебная езда. Нельзя останавливаться, тем более парковаться.
Возникла неисправность – нужно сразу же скатиться в крайний правый ряд,
включить «аварийку», выставить треугольник и немедленно вызвать аварийную
службу – специально для этого через каждые два километра установлены телефоны.
И ради спасения своей жизни необходимо уйти за ограждение. Случаев, когда
водитель, копавшийся около неисправной машины, был зацеплен проносившимся
мимо грузовиком, не счесть. Еще хуже, когда у вас закончился бензин –
штрафа не избежать, ведь вы создали аварийную ситуацию. И никакие уговоры
– мол, два часа полз в этой нехорошей штау – не помогут. Мораль «штрассеков»
– раз уж выехал на автобан, нужно учитывать все.

Въезд в ряд

На
автобане, шоссе или в городе, едва дорога сужается, действует
принцип «застежки-молнии» (см. рис.) Водитель, находящийся
на сужающейся полосе, незадолго до препятствия осторожно перестраивается
на свободную полосу. Въезд в ряд задолго до сужения приводит
к скоплению автомобилей и поэтому запрещен. Запрещается также
«нечестное» блокирование. Если водитель будет препятствовать
обгону, он подвергнется штрафу в 30 евро.

Если у вас неисправность

Оставьте авто на боковой полосе, всех пассажиров немедленно
эвакуируйте, лучше всего через переднюю пассажирскую дверь.
В целях безопасности они должны находиться за отбойником.
Водитель обязан выставить предупреждающий треугольник в ста
метрах от автомобиля и вызвать аварийную службу.

Если закончился бензин

Поставьте автомобиль на безопасном месте на боковой полосе,
залейте бензин, езжайте дальше. При создании препятствий движению
транспорта – штраф до 35 евро.

Если пробило колесо

Самому менять спущенную шину на проезжей части нельзя. Лучше
отбуксировать машину. За самостоятельный «ремонт» – штраф
в 40 евро и 2 талона (у немцев действует аналогичная нашей
система талонов предупреждений). Причина: автомобиль стоит
в небезопасном месте.

Как обгонять

Левая полоса предназначена для обгона, поэтому двигаться
по ней постоянно – нарушение, даже если у вас Ferrari, который
глохнет на скорости, меньшей 200 км/ч.

Обгонять на автобане справа строго-настрого запрещено! Лучше
всего влиться в колонну, скорость которой вас устраивает,
а если едущий перед вами даже лицом похож на старушку Тортиллу,
осторожно обгоните его слева и снова вернитесь в свой ряд.
Во всех случаях необходимо внимательно следить за электронными
табло, расположенными на мостах, и придерживаться рекомендуемой
скорости.

Поведение в пробке

При
заторах на автостраде проезд для полиции, пожарных или «скорой
помощи» должен оставаться свободным. Если служебная полоса
отсутствует, для проезда полиции и медпомощи освобождается
пространство между крайней левой и остальными полосами. Использование
проезда для спасательных служб влечет за собой лишение водительских
прав или заключение сроком до 5 лет.

Знак № 330

Этот
голубой дорожный знак означает свободное движение. То есть
ни одного перекрестка за вс е 11000 км – именно такова ныне
протяженность немецкой сети автобанов. Наверняка вы не раз
слышали рассказы перегонщиков о том, что они проезжают Германию
без остановок за несколько часов. Что ж, если это и правда,
то несвежая. Заторы в артериях Германии, как называют свои
«баны» сами немцы, – одна из главных проблем нации. За день
по автобанам проезжает 30 миллионов авто, потери от простоев
и опозданий ежегодно исчисляются миллиардами евро. Загрязнение
атмосферы вообще не поддается подсчету. Денег на исследования,
способные сократить число пробок (этим занимаются сразу четыре
научных центра), ни промышленники, ни правительство не жалеют.
Но загруженность дорог растет, а культура водителей, для которых
автобаны являются чем-то вроде отдушины в частоколе правил
и ограничений, падает.

Дорожные знаки

Рекомендованная
скорость.

Конец
ограничений максимальной скорости.

Указатель
под табличкой «Polizei» информирует о расстоянии до ближайшего
полицейского пункта.

Указатель
на съезд к ближайшей гостинице с автостоянкой и автосервисом.

Указатель
радиочастоты на данном участке, на которой вещается информация
о дорожной обстановке.

Знак,
предупреждающий о ближайшем съезде с автобана. Указаны название
населенного пункта, номер съезда и расстояние до него. Эти
знаки устанавливаются также на перекрестках.

Съезд
с автобана с указанием возможного объезда. Съезды
имеют цифровые обозначения, которые помогают ориентироваться
на автобанах, номера съездов указаны на картах дорог.


Этот
щит перед стройплощадкой разрешает обгон только легковым автомобилям.
Запрет на обгон распространяется на грузовики, автобусы и
легковые авто с прицепом.

 Историческая
справка

Первым автобаном в современном понимании
этого слова стала американская скоростная трасса Long Island
Motor Parkaway, сданная в эксплуатацию в 1906-м. Пересечь
ее можно было только по мосту. В Пруссии дороги подобного
типа появились через семь лет. После прихода к власти Гитлера
строительство скоростных магистралей стало важнейшим вопросом
Третьего Рейха. Нацисты планировали использовать автобаны,
связывающие крупнейшие города Германии, для проведения мобилизации,
переброски войск и экстренной посадки самолетов. К 1942 году,
когда работы были свернуты, общая протяженность магистралей
составляла чуть меньше 4 тыс. км.

 Штрафы
за нарушение правил движения
Нарушение Штраф в евроШтраф в талонахЗапрещ. вождения, мес.
Превышение скорости до 10 км/ч10
Превышение скорости на 11-15 км/ч20
Превышение скорости на 16-20 км/ч30
Превышение скорости на 21-25 км/ч401
Превышение скорости на 26-30 км/ч503
Превышение скорости на 31-40 км/ч753
Превышение скорости на 41-50 км/ч10031
Превышение скорости на 51-60 км/ч15041
Превышение скорости на 61-70 км/ч27542
Превышение скорости свыше 70
км/ч
37543
Нарушение запрета на движение и создание
препятствий для движения других
401
Несоблюдение дистанции / миним.25
Несоблюдение дистанции / максим.15041
Запрещенный обгон401
Изменение полосы движения с
угрозой для других водителей
30
Автомобиль оставлен на автобане
с нарушением правил
402
При буксировке проигнорирован
ближайший съезд с автобана
20
При въезде на трассу проигнорировано
право преимущественного проезда
503
Препятствие проезду спасательных служб20
Остановка на автобане30
Использование «служебной» полосы502
Нарушение норм безопасности
в качестве участника ДТП
30
Не оставление места аварии при
незначительном ущербе от столкновения
30

Сергей Суховский
Фото из архива редакции