X

Выброшенная на ветер безопасность

Что нужно знать, чтобы пассивные системы защиты выполняли свои функции.

Что нужно знать, чтобы пассивные системы защиты выполняли свои функции.

Для многих иномарок стоимостью выше $15 тыс. в качестве дополнительных опций предлагаются различные системы пассивной безопасности. Но если проанализировать их назначение и принцип работы, окажется, что можно переплатить зря. Почему так происходит?

Покупая автомобиль в автосалоне, многие прислушиваются к мнению менеджера-продавца и заказывают себе комплектацию с максимальным количеством подушек безопасности (airbag), активными подголовниками и т. д. Когда же счастливый покупатель получает ключи от машины, его иногда забывают проинформировать, как нужно эксплуатировать автомобиль, чтобы все средства пассивной безопасности работали эффективно. А секрет в том, что, если не соблюдать ряд требований, те же надувные подушки, подголовники (активные и пассивные) и ремни безопасности могут не только оказаться бесполезными, но и стать причиной тяжелых травм. Чтобы избежать этого, нужно знать, когда и из-за чего возникают проблемы.

Согласно требованиям автопроизводителей, если ремень во время ДТП подвергся большой нагрузке, его необходимо заменить.

Ремни безопасности

Ремни безопасности в нынешнем виде в серийном автомобиле появились в 1959 году. Их назначение – при столкновении исключить перемещение пассажиров в направлении действия сил инерции и уменьшить их удар о твердые элементы салона.

Если вы не пристегнулись, контакт с лобовым стеклом не исключен даже при резком торможении.
Результат такого «обмана» системы безопасности может быть плачевным.
При опасности ДТП электроника в современных системах самостоятельно, путем подтягивания ремней, «усаживает» пассажира в наиболее безопасное положение.

Очень важно правильно использовать ремень беременным женщинам. Его диагональная часть должна плотно прилегать к плечу, проходить через середину груди и сбоку живота. Набедренная часть должная плоско лежать на бедрах как можно ниже под животом. Не допускайте, чтобы она скользила вверх по животу.

Уже в 70-х годах XX столетия после повсеместного принятия законов об их обязательном использовании количество ДТП со смертельным исходом во многих странах мира сократилось в 2-3 раза. Особенно поражает статистика смертельных травм головы при фронтальных столкновениях: их стало меньше в 9 раз!

Тем не менее ремни безопасности оказываются бесполезными, если при столкновении:

они плохо натянуты. Эффективно ремни безопасности работают только при хорошей натяжке, потому пристегнувшись, нужно потянуть вверх часть ремня, проходящую по груди. Если ремень слабо натянут, при столкновении он может не уберечь от удара о торпедо, руль или другие твердые части салона.
если ремень перекручен. В случае аварии тело пристегнутого человека испытывает огромные нагрузки от ремня безопасности, а если он перекручен, нагрузка увеличивается в несколько раз и становится травмоопасной.
пассажиры и водитель сидят «полулежа». При сильно опущенной спинке сидений при фронтальном ударе можно выскользнуть из-под ремня безопасности, и его верхняя часть «ухватит» седоков за горло. А если авто оборудовано подушками, они не смогут полноценно «поймать» водителя или пассажира.
ремни неправильно отрегулированы. Важно настроить ремень под себя. Его наплечная часть должна проходить через середину плеча, набедренная плотно обхватывать бедра. Пренебрежение этими правилами в случае аварии приводит к травмам.
большое количество одежды на водителе. Одежда создает своеобразную подушку и при аварии сначала поглощается зазор между нею и телом, а лишь потом ремень натягивается. Поэтому человек может удариться о рулевое колесо и даже лобовое стекло.
в карманах одежды находятся твердые и острые предметы. Нагрузка от ремня в момент аварии может вдавить их в тело человека, нанеся ему серьезные травмы.

Подголовники

Дата рождения подголовников – 1967 год, тогда шведская компания Saab выпустила модель Saab 96. Его назначение – исключить перелом шейных позвонков во время наезда сзади. Но для эффективной защиты подголовник должен быть отрегулирован таким образом, чтобы его верхняя часть совпадала с макушкой вашей головы, а подголовник максимально сдвинут вперед в положение, при котором вы еще не испытываете дискомфорта. Также стоит напомнить, что если сзади стоят поголовники, которые при отсутствии потребности прячутся в спинки сидений, их нельзя забывать поднимать, когда сзади сидят пассажиры.

Работа системы WHIPS: при ударе сзади подголовник поддерживает голову, а пружина в кронштейне креплении спинка сиденья позволяет ему отклониться назад, минимизируя смещение позвоночника относительно шеи и головы.

Однако наличие подголовников не решает всех проблем при наезде сзади. Когда это происходит, голову сначала бросает назад, а затем очень резко вперед. При этом шея получает очень большие перегрузки, из-за чего возникает сильная боль. Это явление называется хлыстовой удар. Для борьбы с ним созданы различные конструкции сидений (например, у Volvo – WHIPS), которые позволяют частично гасить удар сзади, тем самым снижая вероятность хлыстового удара.

Кроме того, сиденье и подголовник должны быть отрегулированы так, чтобы спина по всей длине плотно прилегала к спинке сиденья, а голова находилась как можно ближе к подголовнику.

Airbag

Если человек неровно сидит, при открытии подушки он может «съехать» по ее боковой стенке в сторону, ударившись о дверь или торпедо.
Если на сиденье надеть обычный чехол, эта боковая подушка не откроется.
Чтобы очки не травмировали при срабатывании подушек, желательно носить контактные линзы или приобретать очки, в прочности которых вы уверены.

Запрещается сажать спереди в детское сиденье детей, если подушка безопасности активирована.

Первая серийная надувная подушка безопасности (airbag) появилась в 1981 году, на флагманском Mercedes S-Klassе (W126). Сначала она устанавливалась для водителя, позже появились и пассажирские. Ставили их для поглощения энергии столкновения в помощь ремням безопасности, которые способны удержать туловище, а вот голову шейные позвонки не в силах удержать под действием сил инерции. Как показала практика, эффективны они только при пристегнутых ремнях безопасности. Если нет, травмы оказывались зачастую страшнее. Вот почему в современных иномарках подушки при непристегнутых ремнях не срабатывают.

Подушки безопасности не помогут при столкновении, если:

не пристегнуты ремни безопасности. Подушки в этом случае не срабатывают, так как могут еще больше навредить;
на сиденья с вмонтированной airbag надеты чехлы без специальных разрезов (или ослабленного шва). В результате при срабатывании подушки она не может развернуться и не спасает седоков от удара об дверь;
закончился срок службы подушек безопасности. Указывается в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля;
неквалифицированный ремонт. Мастера СТО могут забыть подключить датчик удара или электроразъем подушки во время ремонта машины, из-за чего пиропатрон подушек не сработает;
много одежды на водителе. Причины те же, что и в случаях с ремнями, но в машине с подушками безопасности при аварии человек слишком близко придвигается к рулевому колесу или панели приборов и получает сильный удар от раскрывающейся подушки. В этот момент ее скорость разворачивания достигает 300 км/ч. Кроме этого, от сработавшего пиропатрона airbag можно получить ожоги лица;
между пассажирами и торпедо или дверью находятся посторонние предметы – при раскрытии подушки они могут нанести травмы. А во избежание травм от боковой подушки нельзя прислоняться головой к двери или стеклам окон.

Если на щитке приборов горит индикатор аirbag, значит, в работе этой системы есть неполадки и она может не сработать в случае необходимости. В этом случае лучше обращаться на фирменный сервис.

Правильная посадка

Удерживайте рулевое колесо слегка согнутыми руками. Ноги также должны быть согнутыми.Сидеть нужно вертикально, так, чтобы основание спины располагалось как можно глубже:

не отклоняйте спинку сиденья назад более чем на 30 градусов;
между вашим туловищем и рулевым колесом должно быть достаточное расстояние. Рекомендуемое расстояние между грудной клеткой и крышкой подушки безопасности – как минимум 250 мм;
руки и ноги должны быть полусогнуты;
бедро по всей длине должно лежать на подушке сиденья.

 

Удерживайте рулевое колесо слегка согнутыми руками. Ноги также должны быть согнутыми.

Расстояние между рулем и животом беременной женщины должно быть как можно большим. Так как беременность изменяет фигуру, регулируйте кресло и руль так, чтобы не терять возможность свободно управлять автомобилем.

Юрий Дацык
Фото Dekra, BMW, Volvo