X

Заготовка овощей на зиму: Возим урожай

Каждый год мы запасаемся на зиму картофелем, свеклой, капустой, яблоками – всем, что выросло на дачах или на огороде у тещи. Для перевозки даров природы неизменно используется автомобиль.
Сегодня мы посоветуем, как организовать транспортировку урожая с минимальными затратами времени и денег.

Каждый год мы запасаемся на зиму картофелем, свеклой, капустой, яблоками – всем, что выросло на дачах или на огороде у тещи. Для перевозки даров природы неизменно используется автомобиль.
Сегодня мы посоветуем, как организовать транспортировку урожая с минимальными затратами времени и денег.

Каждый год мы запасаемся на зиму картофелем, свеклой, капустой, яблоками – всем, что выросло на дачах или на огороде у тещи. Для перевозки даров природы неизменно используется автомобиль.
Сегодня мы посоветуем, как организовать транспортировку урожая с минимальными затратами времени и денег.

Особенности менталитета «среднего» украинца таковы, что запасаться харчами он будет по максимуму. При этом самая большая нагрузка приходится и на автомобиль, что требует от его владельца особой осторожности.

Сколько взять

Прежде чем приступить к погрузке, опытный «заготовитель» соизмерит вес запасов с паспортной грузоподъемностью своей машины. У большинства легковушек этот показатель составляет не менее 400 кг. В принципе, эту цифру можно увеличить, по возможности облегчив транспортное средство. Если путь предстоит не очень дальний, можно оставить дома запасное колесо, домкрат, инструмент, заднее или переднее сиденье, а также набор запчастей первой необходимости. Помимо выигрыша в весе, это обеспечит увеличение «полезного» объема автомобиля.

Не последнее дело – тара, в которую будут упакованы продукты. Внутреннее пространство легковушек довольно редко бывает строго прямоугольным, поэтому вряд ли целесообразно использовать ящики – разве что при перевозке зимних сортов яблок. Другая крайность – погрузка картошки или капусты «навалом» – также не оправданна. Нельзя путать понятия «объем» и «грузоподъемность». Современные автомобили достаточно просторны, но грузоподъемности легковой машины недостаточно, чтобы заполнить весь объем багажника. Классический мешок, наверное, не зря так популярен до сих пор: и не мал, и не велик, самому можно и поднять его, и передвинуть, да и в неудобный угол поместится.

Куда положить

Грамотное расположение груза в автомобиле сводит к минимуму последствия возможной перегрузки. И наоборот, при нарушении правил развесовки часто возникают неприятности, даже если вес урожая не больше паспортной грузоподъемности. Недаром автопроизводители указывают в инструкциях не только допустимую полную массу автомобиля, но также количество пассажиров в салоне и массу поклажи в багажнике. Например, инструкция к «Москвичу» советских времен позволяла положить туда не более 50 кг груза, если в салоне находились четыре человека, а при поездке впятером багажное отделение предписывалось оставить пустым.

Подобные правила действуют и сегодня. Если при полной загрузке салона овощами придется перевозить полцентнера-центнер картошки еще и в багажнике, следует сдвинуть ее как можно ближе к передней части багажного отсека. Владельцы хэтчбеков и универсалов, оставив пассажиров дома, могут размещать поклажу чуть ли не по всей длине автомобиля, сложив задние сиденья.

Обратите внимание на то, как возят свой товар на рынок опытные торговцы и жители пригородных сел. Они удаляют все «лишние» сиденья и заполняют салоны своих стареньких седанов по самые стекла, загружая багажник не более чем наполовину. Машина при этом приседает ровно, и нагрузка (как правило, чрезмерная) поровну распределяется между передней и задней подвесками. Конечно, демонтировать правое переднее кресло при разовой перевозке не стоит, а вот разложить груз на нем и впереди него будет весьма рациональным решением.

Нередко автомобилисты укладывают на верхний багажник то, что не поместилось в салоне и багажном отсеке. Но следует помнить, что этот груз своей массой тоже давит на несущие части кузова и подвеску, создавая дополнительные нагрузки из-за больших моментов приложения сил. Именно поэтому в инструкции к большинству автомобилей рекомендовано перевозить на крыше не более 50 кг.

Как довезти

Водитель, хорошенько загрузивший машину, должен быть готовым к некоторым особенностям управления своей потяжелевшей легковушкой. Учитывая просадку упругих элементов подвески, следует избегать крупных неровностей дороги (грунтовой колеи, бордюров) – при недостаточном ходе рычагов сила тяжести начинает скручивать кузов. Мелкие ухабы желательно преодолевать на небольшой скорости. При замедлении важно учитывать, что тормозной путь возрос, а также то, что неудачно расположенный мешок может сдвинуться с места и упасть, отвлекая водителя.

Если машина заметно перегружена, стоит увеличить давление в шинах. Это убережет резину от преждевременного разрушения, а диски – от вмятин; даже если ехать предстоит недалеко, сельские и дачные дороги могут преподнести достаточно сюрпризов.

Не навреди!

Стремясь обеспечить близких всем необходимым, хорошо бы не навредить при этом четырехколесному другу вашей семьи. Автомобиль может пострадать не только от перегрузки. Если припасы перевозятся в салоне, нужно беречь от контактов с мешками, сумками и коробками обивку сидений, дверей и потолка. В процессе погрузки-выгрузки ручки дверей, мелкие пластмассовые детали нередко обламываются, задетые тяжелой поклажей. Во время движения может возникнуть еще одна неприятность: установленный как будто надежно мешок или ящик съезжает в сторону и начинает тереться о пластик или винил обивки. До дыр дело, может, и не дойдет, но поверхность при этом будет безнадежно испорчена. При перевозке разного рода корнеплодов (естественно, немытых) нужно помнить, что чистить салон и багажник пылесосом – не такая уж приятная (и недешевая) процедура. Поэтому желательно застелить все пространство, отведенное под размещение овощей и фруктов, плотной тканью или пленкой. Хорошо бы еще и накрыть груз сверху – ведь пыль распространяется во все стороны.

Перевозя вещи в наружном (верхнем) багажнике, будьте начеку даже при его умеренной загрузке. Так, при резком торможении плохо закрепленный груз может съехать и повредить крышу (бывает, и капот тоже), а перегруженный багажник при раскачке кузова порой прогибается посередине. Водитель узнает об этом только по окончании поездки, когда замечает на крыше отпечатки металлических конструкций.

И напоследок – невероятное. Известны случаи, когда вместе с перевозимыми продуктами в автомобиль попадали полевые мыши. Оставшись после разгрузки где-то в укромном уголке, они по ночам начинали грызть поролон, обивку, изоляцию. И только благодаря счастливой случайности это не заканчивалось возгоранием проводки.

Вот и выходит, что перевозка овощей – не такое уж простое дело. Но не стоит бояться трудностей!

 В одном ведре, кг
Картошки8
Яблок7
Лука7

 В одном мешке, кг
Картошки35 – 40
Свеклы35 – 40
Лука30 – 35

 Объемы багажников и грузоподъемность некоторых автомобилей
Марка, модельТип кузоваГрузоподъемность, кгОбъем багаж., мин./макс., л
ВАЗ-2109Хэтчбек450330/940
ВАЗ-2104Универсал455375/1340
ВАЗ-2121 «Нива»Универсал400263/504
«Москвич-2140»Седан400372
Daewoo LanosСедан584250
Skoda OctaviaСедан585528/548
Opel AstraХэтчбек445370/1180
VW Passat VariantУниверсал564495/1600
Mitsubishi PajeroУниверсал355 – 400215/1700
Mercedes E-кlassеУниверсал655600/1975

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка и фирм-производителей