Зимняя езда: Фарш против зимы

Элементарные навыки езды в холодное время года есть практически у каждого водителя. Но зимняя эксплуатация современных автомобилей с их сложным оснащением таит в себе массу дополнительных нюансов. Как правильно их учитывать?

Элементарные навыки езды в холодное время года есть практически у каждого водителя. Но зимняя эксплуатация современных автомобилей с их сложным оснащением таит в себе массу дополнительных нюансов. Как правильно их учитывать?

Современные автомобили даже не в самых дорогих версиях могут комплектоваться множеством вспомогательных систем, улучшающих те или иные их характеристики. Эти системы делают езду для пассажиров комфортабельнее, облегчают жизнь водителю и способствуют повышению безопасности движения. Однако в зимнее время может получиться совсем наоборот. Поэтому советуем прислушаться к мнению опытных тест-пилотов «Автоцентра». Они помогут и самой суровой зимой по возможности полно использовать все функции вашей машины, за которые, кстати, вы заплатили свои деньги.

Вибрации на тормозной педали, мигание лампы сработавшей системы ESP или тракшн-контроля говорят о том, что под колесами – скользкое покрытие.

Вибрации на тормозной педали, мигание лампы сработавшей системы ESP или тракшн-контроля говорят о том, что под колесами – скользкое покрытие.

По снегу с АКП

В эксплуатации любой автомобиль с автоматической трансмиссией отличается от машины с «механикой». Зимой отличия могут быть особенно разительны – и не все они положительные. Существенный плюс авто с «автоматом» в том, что на нем гораздо легче тронуться с места плавно, чем на машине с МКП. А это значит, что вероятность забуксовать на скользкой поверхности меньше. Еще более легким делает троганье и движение по льду зимний режим трансмиссии – W (winter – зима). С ним автомобиль трогается сразу со второй или третьей передачи, исключая из своего арсенала более низкие, что делает буксование менее вероятным. К сожалению, многие АКП (кроме секвентальных и роботизированной «механики») не всегда позволяют использовать такой эффективный и порой необходимый в гололед прием, как торможение двигателем. Но почти все старые «автоматы» имеют режим ограничения включения высших передач – положения селектора «2», «3». Переводя коробку в один из этих режимов, можно эффективно тормозить двигателем на скользкой поверхности. Такая возможность есть и у современных коробок с ручным секвентальным переключением. Для этого нужно перейти вниз на одну-две передачи – насколько это позволит сделать электронный «мозг» АКП. Также автоматические коробки передач усложняют выезд авто из снега в случае застревания – раскачать такую машину, «подталкивая» ее ведущими колесами вперед или назад в вырытой колесами лунке, труднее, чем авто с «механикой». Тут нужен другой метод: удерживать машину тормозом в каждом из крайних положений – на те 1-2 секунды, пока коробка по команде водителя переключится с передней передачи на заднюю и наоборот. Еще один минус гидромеханических АКП – их склонность к закапыванию в снегу и в грязи при тяжелых условиях движения, на подъеме. Это обусловлено наличием гидромуфты, из-за которой водителю трудно вовремя заметить несоответствие оборотов двигателя скорости. Помогают при этом повышенное внимание, аккуратная работа акселератором, навыки езды «внатяжку». Желательно открыть окно, чтобы водитель мог «слышать» моменты переключения передач.

На ровной скользкой дороге с «автоматом» трогаться проще. Главное – выбрать правильный режим коробки.

На ровной скользкой дороге с «автоматом» трогаться проще. Главное – выбрать правильный режим коробки.

   
На ровной скользкой дороге с «автоматом» трогаться проще. Главное – выбрать правильный режим коробки. На ровной скользкой дороге с «автоматом» трогаться проще. Главное – выбрать правильный режим коробки.

Лед против ABS

Антиблокировочная система тормозов, призванная повышать эффективность их работы, зимой может сыграть злую шутку. ABS существенно увеличивает тормозной путь на льду и снегу, а также если машина едет по покрытию с неоднородным коэффициентом сцепления – то есть под колесами левой и правой стороны одновременно оказываются разные поверхности: к примеру, лед или рыхлый снег и асфальт. Помня об этом, нужно следить за поверхностью дороги по всей ширине авто и учитывать ее состояние при «расчете» тормозного пути. Эффективность торможения на льду с ABS во многом зависит и от сцепных свойств смонтированных на машину шин. Минимальный тормозной путь на льду обеспечивают неизношенные шины с заводской ошиповкой. Преимущество тормозов с ABS на зимних дорогах – сохранение при торможении заданного курса автомобиля и возможность его корректирования. А ведь именно из-за заноса машин относительно вертикальной оси при торможении происходит значительная часть ДТП зимой.

На льду и снегу ABS может значительно увеличить тормозной путь. На льду и снегу ABS может значительно увеличить тормозной путь.

На льду и снегу ABS может значительно увеличить тормозной путь.

С горы без санок

Системами помощи при спуске с горы (HDC – Hill Descent Control, DAC и пр.) оснащаются, в первую очередь, внедорожники. Задача этой системы – обеспечить спуск автомобиля без срыва в скольжение независимо от квалификации водителя и при минимальном его участии. «Горный помощник» сам притормаживает машину, жонглируя тормозными механизмами колес и оборотами мотора, обеспечивая стабильное движение без блокировки колес и увода автомобиля в сторону. Многие автовладельцы не помнят о том, что пользоваться данной функцией можно не только в горах во время off-road-приключений, но и в городе – при проезде затяжных скользких спусков, крутых улиц, мощенных брусчаткой. Тем более, что в некоторых самых «продвинутых» автомобилях скорость спуска можно задавать и, надо ­отметить, она бывает не такой уж маленькой – до 10 км/ч.

Не все помнят, что система помощи при спуске с горы эффективна и на скользких зимних улицах. Не все помнят, что система помощи при спуске с горы эффективна и на скользких зимних улицах.

Не все помнят, что система помощи при спуске с горы эффективна и на скользких зимних улицах.

Буксуй активнее!

Противобуксовочная система (ASR, ASC, TCS, A-TRAC, ETS и др.) встречается и как самостоятельная система, и как функция системы стабилизации курсовой устойчивости (ESP и прочие). Тут мы говорим о «самостоятельной» версии тракшн-контроля. Если предусмотрено его принудительное отключение, это стоит сделать заблаговременно перед штурмом тех отрезков дороги, где требуется повышенный запас крутящего момента на колесах и самоочищение протектора ведущих колес под действием центробежных сил. Ведь часто выехать из сугроба или из снежной «каши», подняться на горку на малых оборотах двигателя не удается.

Противобуксовочная система (ASR, ASC, TCS, A-TRAC, ETS и др.) встречается и как самостоятельная система, и как функция системы стабилизации курсовой устойчивости (ESP и прочие). Противобуксовочная система (ASR, ASC, TCS, A-TRAC, ETS и др.) встречается и как самостоятельная система, и как функция системы стабилизации курсовой устойчивости (ESP и прочие).

ESP: отключать или нет?

Система стабилизации движения (чаще всего называется ESP – Electronic Stability Program) призвана сохранить курсовую устойчивость автомобиля при первых симптомах заноса, сноса. Она полезна в любое время года, однако в «своей работе» ESP применяет средства, которые зимой могут помешать машине в сложных ситуациях. Так, стабилизация авто обеспечивается путем выборочного подтормаживания некоторых колес, ограничения оборотов двигателя и исключения буксования ведущих колес. В то же время для успешного преодоления определенных заснеженных участков рекомендуется именно движение на высоких оборотах мотора и с пробуксовкой колес. Поэтому у ряда автомобилей (а таких немного) предусмотрено отключение системы стабилизации – частично или полностью. У каждой марки и модели свои настройки и программы системы стабилизации. Чаще всего полностью ESP не отключается, но схема, «давящая» двигатель и затормаживающая буксующие ведущие колеса, на время деактивируется, что дает возможность преодолевать заснеженные участки сходу, выезжать из глубокой снежно-грязевой «каши». И этим рекомендуется пользоваться. Хотя при крайней необходимости отключить систему стабилизации полностью можно на любой машине – вытащив соответствующий предохранитель. Однако для этого необходимо обладать некоторыми минимальными знаниями, да и прежде лучше опробовать такую возможность не в полевых условиях, а на СТО или возле дома. А вот на большой скорости отключать ESP не следует – это опасно. Штатный алгоритм отключения системы обычно предусматривает ее обратную автоматическую активацию после достижения автомобилем определенной скорости.

Штатное отключение системы стабилизации обычно предусматривает лишь ограничение ее функций, достаточное для улучшения проходимости. Штатное отключение системы стабилизации обычно предусматривает лишь ограничение ее функций, достаточное для улучшения проходимости.

Штатное отключение системы стабилизации обычно предусматривает лишь ограничение ее функций, достаточное для улучшения проходимости.

Игорь Широкун
Фото из архива редакции и фирм производителей

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.