Строить дороги – недешево. Но их отсутствие или плохое состояние обходится государству еще дороже. За последние два года финансирование дорожной отрасли Украины выросло втрое. На строительство, ремонт и содержание дорог в 2004 году выделено 2,5 миллиарда гривен.
| | Строить дороги – недешево. Но их отсутствие или плохое состояние обходится государству еще дороже. За последние два года финансирование дорожной отрасли Украины выросло втрое. На строительство, ремонт и содержание дорог в 2004 году выделено 2,5 миллиарда гривен. |
В 2003 году «Укравтодор» построил и ввел в эксплуатацию более 110 км автодорог общего пользования. Отремонтировано порядка 10 тыс. км дорог, что почти в 2 раза больше, чем в 2002-м. Кроме того, в прошлом году активно реализовывалась программа строительства подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам. В частности, с января по декабрь проложили 14 таких дорог (в общей сложности 24,8 км). В 2002 году «Укравтодор» построил всего 5 подъездов.
В нынешнем году продолжится строительство и реконструкция на трассах:
| Киев – Одесса |
| Киев – Чоп |
| Киев – Харьков – Довжанский |
| Киев – Ковель – Ягодин |
| Харьков – Красноград – Перещипене (Люботин – Мерефа) |
| Симферополь – Ялта – Севастополь |
| проложат объездные дороги вокруг Бердичева и Черновцов. |
Наиболее крупные работы, выполненные «Укравтодором» в 2003 году:
| 4-километровый участок на трассе Славянск – Донецк – Мариуполь (окружная Донецка). |
| 3,1 км трассы в обход села Фруктовое. Эта дорога является участком трассы Саки – Севастополь. |
| 7,3- километровый участок Окружной дороги в Киеве – от Гостомельского шоссе до пр. Рокоссовского. |
| 5,6 км автодороги КПП «Красная Таливка» – Луганск – Донецк (обход ПГТ Станично-Луганск) |
| 6,3 км автодороги Киев – Луганск – Изварине (Днепропетровская обл.) |
| 2,5 км автодороги Киев – Чоп (Львовская обл.) |
| 3,1 км автодороги Ульяновка – Николаев (через Вознесенск). |
|
По заказу «Укравтодора» проведено исследование, результатом которого стала интересная цифра – 20 млрд. гривен. Именно столько наше государство теряет ежегодно из-за некачественных дорог, которыми избегают пользоваться иностранные перевозчики грузов и автотуристы. |
|
|
|
Сеть автомобильных дорог в Украине составляет 169,7 тыс. км. Из них 16,1 тыс. км (9,5%) – дороги государственного значения или так называемые международные транспортные коридоры. |
|
|
Сколько стоят трассы
В 2004 году бюджетом предусмотрено выделить на строительство и реконструкцию отечественных трасс 2,5 млрд. гривен, тогда как в 2003-м эта цифра составляла всего 1,8 млрд. гривен. Правда, даже этого дорожникам катастрофически недостаточно. Чтобы привести дороги в нормальное состояние и поддерживать его, «Укравтодору» ежегодно необходимо порядка 7,8 млрд. гривен.
Впрочем, дорожники уже давно не надеются только на бюджет и активно пользуются кредитами, в основном иностранными. В частности, для реконструкции магистрали Киев – Чоп привлечены деньги Европейского банка реконструкции и развития (75 млн. евро), а также программы TACIS (1,5 млн. евро). Поскольку информация о том, что эта дорога будет эксплуатироваться по концессионному договору, пока не поступала, неясно – как намерены возвращать кредитные деньги. Возможно, что из бюджета.
Автобан Киев – Одесса |
Конечно же, самым дорогостоящим проектом у нас пока остается первый отечественный автобан между столицей и Южной Пальмирой (от Жашкова до Червонознаменки). На строительство трассы Киев – Одесса уже потрачено порядка 500 млн. гривен кредитных денег. Эту сумму, а также еще около $430 млн., которые должны предоставить Украине итальянцы, планируют погашать за счет эксплуатации будущего платного автобана. По информации бывшего главы «Укравтодора» Владимира Демишкана, дорога окупится за 49 лет. Кстати, эта цифра существенно отличается от той, которую декларировал «Укравтодор» полгода назад. Еще прошлым летом («АЦ» №26'2003) дорожники сообщали, что трасса окупит себя за 9 лет. Слухи о том, что на некоторых участках автобана уже начали брать плату за проезд, руководство «Укравтодора» не подтвердило. Не исключено, что кто-то из потомков Остапа Бендера организовывал «единоразовое взимание мзды» за проезд по автобану, но ни дорожники, ни украинские власти здесь ни при чем. Трасса станет платной только после того, как будет полностью сдана в эксплуатацию. При этом дорожники должны проложить рядом с автобаном бесплатную дорогу. Пока эти два условия не выполнены, ездить по участку можно будет бесплатно. Кстати, о плате. По последним данным «Укравтодора», она составит 12 копеек за километр с легкового автомобиля и 31 копейку за километр с грузовика. Значит, проезд по 235-километровому участку от Жашкова до Червонознаменки обойдется в 28,2 гривни водителю легковушки и в 72,85 гривни – грузовика. Как уже сообщал «АЦ», сдать в эксплуатацию автобан Киев – Одесса дорожники собираются к декабрю 2004 года. Строительство ведется одновременно на 118 (!) участках дороги, и все они пока в разной степени готовности. Где-то только прорыли траншею, в которую будут укладывать основу и асфальт. Где-то дорога уже полностью готова – ровная и широкая. |
|
|
Подготовила Светлана Скрипка
Редакция благодарит корпорацию «Укравтодор» за помощь в подготовке материала