X

Сколько стоит безопасность?

Современный автомобиль напичкан вспомогательными системами, которые помогают водителю не попасть в аварию. И список технологий пополняется все новыми средствами спасения. Многие обходятся не дешево, поэтому вопрос их целесообразности стоит все более остро.

Вопрос, конечно, поставлен не совсем корректно – ведь стоимость жизни на много порядков выше, чем обойдутся все мыслимые системы безопасности. Но будем честны: позволить себе те автомобили, где дебютируют новейшие технологии, могут очень немногие украинцы. Так что попытаемся разобраться, какую ценность лично для вас каждая из систем дает. А уж вы будете сами решать, платить за нее, или нет.

Активная безопасность

Эти системы препятствуют попаданию в аварию

Во всех смыслах базовая вещь. Почти невозможно себе представить, как в нашем мире скоростей обычный водитель может обходиться без ABS. Было много споров о том, что система может удлинять тормозной путь, но факт того, что она позволяет автомобилю оставаться управляемым и не терять курсовую устойчивость при торможении на скользком покрытии, – это козырный туз в игре. Он бьет любые аргументы.

Цена: в большинстве случаев – стандартное оснащение.

Ассистент экстренного торможения

У разных производителей называется по-разному. Это система, которая дотормаживает автомобиль за водителя (не путайте с автоматом торможения). Ассистент экстренного торможения распознает, что водитель дал команду на экстренное торможение и максимально быстро задействует за него всю мощь тормозов. Большинство современных автомобилей уже ей оснащены, как и ABS. Но если вы встретили ее как опцию, а у вас хорошая практика в экстренном торможении, то на ней можете сэкономить.

Цена: в большинстве случаев – стандартное оснащение.

БОЛЬШЕ О ПРОЕКТЕ 10 ШАГОВ К БЕЗОПАСНОСТИ

ЕSP – система электронной стабилизации или система курсовой устойчивости
У разных производителей называется по-разному. Это система вмешивается в процесс управления, как только автомобиль начинает заносить или он не слушается руля, и безопасно возвращает автомобиль на выбранную траекторию. За милисекунды ESP распознает, что автомобиль движется не так, как ему командует водитель и задействует выборочное торможение от одного до трех колес . Если необходимо, притормаживается и двигатель, чтобы восстановить контроль быстрее. Современные системы ESP умеют также противостоять боковому ветру, рысканию прицепа и предотвращать угрозу опрокидывания у высоких внедорожников.

С тех пор, как автомобили, не только легковые, получили ESP, количество аварий пошло на убыль. В Европе система обязательна на всех новых авто. У многих автомобилей ESP или не отключается вовсе или для этого нужно задействовать сложный алгоритм.

Цена: в большинстве случаев входит в опционный пакет.

Контроль рядности

Как только камера обнаруживает факт пересечения разметки без включения указателя поворота, руль начинает вибрировать, давая понять, что водитель должен отреагировать. В системах с активным противодействием к вибрации руля добавляется автоматическое вмешательство электроники и автомобиль возвращается в свою полосу самостоятельно.

В городе система чаще мешает, а вот на шоссе подстрахует, когда начнет клевать носом.

Цена: в большинстве случаев входит в опционный пакет.

Контроль сонливости

В первые минуты поездки компьютер запоминает стиль вождения драйвера и потом постоянно его сравнивает с текущим. Например, как он вращает руль. Предупреждает, когда пора отдыхать. Очень рекомендуемая для дальних поездок.

Цена: входит в опционный пакет или как опция за 800-1000 грн (VW group).

Контроль слепых или мертвых зон

Предупреждает о возможном боковом столкновении при перестроениях путем зажигания предупреждающего символа и звукового сигнала, если водитель все же начал перестраиваться. Иногда эти системы бывают слишком осторожными, иногда – навязчивыми, иногда водитель их сигналов вообще не замечает.

В системах с активным вмешательством игнорирование водителем предупреждения приводит к включению автоматической корректировки курса и противодействию маневру, а также подготовке систем пассивной безопасности к возможному столкновению.

Обязательна для владельцам авто с маленькими зеркалами и любителями поболтать за рулем по телефону.

Цена: входит в опционный пакет или как отдельная опция за 600/1100 евро (Mercedes E-класса, пассивная/активная).

Распознавание дорожных знаков

Система также базируется на камере под лобовым стеклом. Она считывает знаки ограничения скорости и запрещения обгона и высвечивает их на дисплее. Приносит больше пользы с точки экономии на штрафах.

Цена: входит в опционный пакет.

Датчики давления в шинах

Водителей, проверяющие давление хотя бы раз в две недели, ничтожно мало. Что уж говорить о проколе шины. Опция недорогая, но рекомендуемая.

Цена: 1160 грн. (VW group).

Проекционный дисплей

С его помощью водитель не отвлекается от дороги для перевода взгляда на приборы и перефокусировки зрения, так как самые важные показания приборов «парят» над дорогой.

Цена: входит в пакет или опция за 1340 евро (Mercedes E-класса).

Фары

Покупаете новый автомобиль? Забудьте про галогенки. Как минимум, ксеноновые, а в идеале – матричные светодиодные фары. Они практически всегда светят дальним и просто вырезают из луча те машины, которым грозит ослепление. И делают еще много того, на что обычная фара просто не способна.

Цена: 2300 евро (Mercedes E-класса).

Автомат переключения дальнего света на ближний

Это скорее система комфорта.

И цена соответствующая: в пакете или за 5000-17000 грн. (VW group).

Тепловизор

Система ночного видения это, скорее, экзотика. Модели, где он используется, можно пересчитать по пальцам. Очень эффективный прибор, чтобы ездить ночью без стресса.

Цена: 3000 евро (Mercedes S-класса).

Система предупреждения столкновений

Визуально и акустически предупреждает, что пора тормозить. Исключительно полезная и относительно доступная система, если только не используют дорогую камеру.

Цена: 8500 грн.

Автомат торможения
Вступит в действие, если водитель не реагирует на его SOS. Хотя трудно представить себе водителя, который не отреагирует. Если только потерял сознание. Поэтому оправдывает свою стоимость только в комплексе с возможностью автоматически передвигаться в пробках.

Цена: 17000-22000 грн (VW group), 200/900 евро (Mercedes E-класса, городская/высокая скорость).

Автомат торможения перед пешеходами

Название говорит само за себя. Как правило, не требует доплаты, так как входит в один комплекс с предыдущей системой.

Автомат торможения перед перекрестками

Пока экзотика. Реагирует на выезжающую на перекресток машину в поперечном направлении. Другой вариант – система, которая не даст повернуть, если ваш путь пересечется со встречным транспортом.

Система распознавания съезда на обочину

Есть только у новых моделей Volvo.

Пассивная безопасность

Эти системы уменьшают тяжесть последствий, если авария все же произошла

Ремни безопасности

К счастью, их не приходится выбирать – они всегда есть, осталось только научится ими пользоваться всегда. Потому что еще не придумана система пассивной безопасности, которая могла бы сравниться с ремнями безопасности по своей эффективности. И тогда не придется доплачивать за предупреждающий сигнал о не пристегнутых ремнях.

Цена за датчик присутствия пассажира/ов: ок. 3000 грн. (VW group).

Подушки безопасности

Фронтальные, боковые и головные – джентльменский набор. Не забывайте, что они рассчитаны на совместную работу вместе с ремнями безопасности.

Цена: головные и боковые подушки 15 700 грн. (VW group).

Уровень развития современных бортовых устройств по безопасности таков, что они гарантированно реагируют много раньше, быстрее и точнее самого опытного водителя. Но даже самые совершенные системы все еще не снимают с вас ответственности оставаться водителем такого опасного механизма, которым все еще является автомобиль. Ведь все они используют законы физики, но ни одна из них не отменила ни одного из них. А любая авария и есть результат глумления над физикой.