X

Акциз на переоборудованные грузовики: за и против

Верховная Рада приняла изменения в бюджет, согласно которым переоборудованные из грузовых в пассажирские автомобили облагаются налогом как легковые. Но существуют попытки оставить все, как было.

Федерация работодателей автомобильной отрасли и Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров (ВААИД) выработали совместную позицию по вопросу отмены взимания акцизного налога транспортного средства, переоборудуемого в легковой автомобиль.

Согласно сообщению ВААИД и ФРАО, 14 января 2015 в Верховной Раде Украины по инициативе депутата Барна А. С. от Избирательного округа №167, Тернопольская область, зарегистрирован законопроект №1757 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно налогообложения транспортного средства, переоборудуваемого в легковой автомобиль, с которого взимается акцизный налог)», чем предлагается полностью отменить уплату акцизного налога за переоборудование транспортного средства в легковой автомобиль.

Автор законопроекта в объяснительной записке считает, что введение этого документа приведет к увеличению поступлений в государственный и местный бюджеты, обеспечению стабильной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, специализирующихся на переоборудовании грузовых автомобилей в легковые и не допустит общественного кризиса в стране.

Диаграмма 1. Объем регистраций легковых и коммерческих автомобилей, новые и б/у импорт, по месяцам за 2014 год

Рынок новых автомобилей (легковые и коммерческие) в 2014 году составил всего 99,3 тыс. ед. Это на 54% меньше, чем годом ранее.
Такой маленький объем отбросил авторынок в конец 90-х – начало нулевых годов.

При этом напомним, что своего пика рынок достиг в 2008 году – 662 тыс. ед. И именно под такую емкость рынка в Украине была создана инфраструктура из нескольких сотен автоцентров, СТО, инвестированы деньги в развитие автопроизводства несколькими заводами, созданы десятки тысяч новых рабочих мест.

Как у любого кризисного явления причин такой автомобильной «депрессии» много – это и падение экономики, и кризис на востоке, и девальвация гривны. Но среди всех причин падения авторынка особое место занимает уход от налогов при импорте б/у авто, который, по сути, превратился в схему системной контрабанды автомобилей.

По итогу 2014 года объемы б/у импорта составили 43,1 тыс. ед. Начиная с июня 2014 г. объемы б/у импорта выросли почти в 10 раз по отношению к предыдущим месяцам, а к концу года б/у импорт и вовсе превысил объем рынка новых автомобилей (см. Диаграмму №1).

Основная причина такого резкого роста б/у импорта – отмена весной акциза на переоборудование б/у автомобилей из грузовых в пассажирские, то есть в легковые.

Как известно, импорт и производство пассажирских (легковых) автомобилей облагается в Украине акцизным сбором. Именно псевдопереоборудование из грузовых в пассажирские автомобили позволило создать канал контрабанды автомобилей, который убивает рынок новых автомобилей.

Схема контрабанды достаточно проста. В Украину пригоняется обычный пассажирский автомобиль со снятыми сидениями по существенно заниженной таможенной стоимости. По таможенным документам он проходит с кодом ТНВЭД 8704 как грузовой автомобиль, соответственно на него не уплачивается акциз. Контролирующие чиновники, закрывают глаза, что автомобиль со снятыми задними сидениями не является действительно грузовым. Далее на автомобиль обратно устанавливаются сидения, готовятся документы о переоборудовании, автомобиль проходит перерегистрацию в ГАИ уже как пассажирский, с кодом ТНВЭД 8703.

Наиболее популярные модели, которые импортируются по такой схеме: Renault Kangoo, VW Transpoter, VW Caddy, Renault Trafic, Fiat Doblo, Citroen Berlingo и др. (Диаграмма 2)

Диаграмма 2. Рейтинг ТОП10 натболее популярных моделей б/у автомобилей, импортируемых в 2014 году

Итоги данного явления:
1. Вследствие заниженной таможенной стоимости бюджет недополучил НДС, таможенную пошлину.
2. Псевдопереоборудование позволяло вообще не платить акциз.
3. Несколько сотен человек, участвующих в полуконтрабандной серой схеме на ровном месте получают сверхприбыль от «контрабанды» 5-6 тыс. автомобилей в месяц.
4. Официальный белый рынок, состоящий из нескольких десятков импортеров, 7 автомобильных заводов, нескольких сотен официальных дилеров, что в общем дает работу десяткам тысяч человек – от «контрабанды» несет огромные убытки и находится на грани выживания.
5. Катастрофически падает автопроизводство. Так, по данным Укравтопром в декабре в Украине произведено 257 пассажирских автомобиля, падение к прошлому году 95%. По итогу 2014 г. – 25,9 тыс. ед., падение к АППГ 43%.

За этими сухими статистическими данными стоят ощутимые потери государственного бюджета от недополучения налогов, судьбы сотни тысяч рядовых граждан, занятых в сфере автомобилестроения и продажи коммерческих авто, количество которых в 70 раз превышает количество лиц, занятых в сфере поставок и переоборудования бывших в употреблении автомобилей

Начиная с 1 января 2015 г. согласно принятых Верховной Радой изменений в налоговый кодекс, акцизный сбор на переоборудование автомобилей из грузовых в пассажирские был опять введен.

ФРА и ВААИД приветствуют данное решение и прогнозируют улучшение ситуации на автомобильном рынке по итогу данных изменений и перекрытия канала полулегального импорта автомобилей и выступают против отмены взимания акцизного налога за переоборудование в легковой автомобиль транспортного средства по следующим причинам:

1. Отмена акцизного налога на переоборудованные в легковые автомобили транспортные средства, возобновит беспрепятственное функционирование рынка нелегальных автоперевозчиков, работающих без соблюдения законных условий пассажирских перевозок, не платящих  налоги ни в местный, ни в государственный бюджеты. Так, по данным Министерства доходов и сборов Украины в 2013 году было ввезено примерно 70-85 тыс. транспортных средств с целью дальнейшего переоборудования  в легковые автомобили.

2. Транспортные средства, переоборудованные в легковые автомобили, работая вне государственного контроля, не обеспечивают ни малейших условий безопасности пассажиров. Большинство таких переоборудованных транспортных средств фактически являются грузовиками, в которых не предусмотрены ремни безопасности для пассажиров и они не оборудованы тахометрами, фиксирующие ни километраж, скорость и время работы и отдыха водителя (такие устройства должны быть у перевозчиков, работающих на пассажирских маршрутах протяженностью более 50 километров).

3. Сопроводительные документы к указанному законопроекту не содержат никаких расчетов, в том числе сравнительных цифр потерь местного и государственного бюджетов от отмены взимания акцизного налога с транспортных средств, переоборудованных в легковые автомобили, и как такая отмена приведет к увеличению поступлений в государственный и местный бюджеты.

Надеемся, что законные схемы работы на рынке пассажирских перевозок смогут обеспечить соответствующий рост рынка новых автомобилей, обезопасив его от возможного падения, а это означает и дополнительные поступления в бюджеты всех уровней и обеспечение рабочими местами работников автомобильной отрясли, сообщают в пресс-службе  Федерации работодателей автомобильной отрасли Украины и Всеукраинской

Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров.
* статистика регистраций новых и б/у автомобилей согласно данных «АВТО-Консалтинг» на основе регистраций автомобилей в органах ГАИ.