Автомобильная Конституция: Перезагрузка
Как и Закон о дорожном движении (см. «АЦ» № 32–33’2014), нынешние ПДД порядком устарели и требуют существенной модернизации. Участники Общенационального форума по безопасности дорожного движения, прошедшего в Киеве в конце июля, разработали новую редакцию Правил, в которой учтены как прежние наработки ГАИ, так и новые пожелания юристов, водителей и других специалистов. Если ранее ПДД утверждались Постановлением Кабинета Министров, то нынешние предлагается вводить в силу в составе Закона о дорожном движении, что даст им более высокий правовой статус. «Это важно при защите участников движения в судебных инстанциях, ведь сегодня многие нормы ПДД противоречат действующим законам, а их правовой статус не позволяет проводить эффективную юридическую защиту пострадавших на дороге», – говорит один из разработчиков новых Правил дорожного движения правозащитник Владимир Караваев. В целом новая редакция ПДД призвана улучшить ситуацию на отечественных дорогах и снизить уровень аварийности.
Структура новых «Правил дорожного движения» | |
Ст. 54 | Общие положенния |
Ст. 55 | Регулирование дорожного движения |
Ст. 56 | Предупредительные сигналы |
Ст. 57 | Пользование внешними световыми приборами |
Ст. 58 | Начало движения и изменение его направления |
Ст. 59 | Расположение транспортных средств на дороге |
Ст. 60 | Скорость движения |
Ст. 61 | Дистанция, встречный разъезд |
Ст. 62 | Обгон |
Ст. 63 | Проезд перекрестков |
Ст. 631 | Регулируемые перекрестки |
Ст. 632 | Нерегулируемые перекрестки |
Ст. 64 | Преимущество маршрутных транспортных средств |
Ст. 65 | Проезд пешеходных переходов и остановок транспортных средств |
Ст. 66 | Остановка и стоянка |
Ст. 67 | Перевозка пассажиров |
Ст. 68 | Перевозка груза |
Ст. 69 | Буксировка и эксплуатация транспортных составов |
Ст. 70 | Движение транспортных средств со специальными сигналами |
Ст. 71 | Движение через железнодорожные переезды |
Ст. 72 | Движение в жилой и пешеходной зонах |
Ст. 73 | Движение по автомагистралям |
Ст. 74 | Движение по горным дорогам, на крутых спусках и подъемах |
Ст. 75 | Движение транспортных средств в колоннах. |
Агрессивное управление – поведение водителя во время движения ТС, которое создает опасность для других участников дорожного движения, провоцирует их на нестандартное поведение. К агрессивному управлению относятся: резкое торможение и маневрирование; неоднократная и частая смена полосы движения; умышленное несоблюдение безопасного интервала или дистанции; препятствование обгону; опережение по обочине; безосновательное использование звукового сигнала; использование оскорбительных жестов и возгласов по отношению к другим участникам движения или должностным лицам, обеспечивающим контроль за движением.
Тихоходное транспортное средство – ТС, которое по своей конструкции или по условиям обеспечения безопасности при перевозке груза не может двигаться со скоростью, превышающей 40 км/ч. (Прим: в нынешних ПДД такого термина нет, и в разных пунктах для подобных ТС упоминается скорость как 30 км/ч, так и 40 км/ч).
В населенных пунктах, границы которых обозначены знаками 5.45 «Начало населенного пункта» и 5.46 «Конец населенного пункта», 5.63.1 «Начало плотной застройки» и 5.63.2 «Конец плотной застройки», движение транспортных средств разрешается со скоростью не более 60 км/ч. В случае отсутствия тротуаров или обочин, что делает невозможным движение пешеходов или велосипедистов вне проезжей части дороги, движение транспортных средств разрешается со скоростью не более 40 км/ч.
На полосе, предназначенной для движения маршрутных ТС, запрещаются движение и остановка других ТС, за исключением остановки по требованию уполномоченного лица, а также движение двухколесных транспортных средств при условии несоздания препятствий водителям маршрутных ТС.
Водитель, которому была создана аварийная ситуация другим участником движения, что подтверждено надлежащими и допустимыми доказательствами, и который к созданию ему другим участником движения аварийной ситуации двигался без нарушения требований этих Правил, не может быть признан виновным в совершении ДТП только в связи с неизбежностью такого поведения в созданной другим участником движения аварийной ситуации.
При выборе безопасных дистанции и интервала водитель вправе рассчитывать на выполнение другими участниками движения требований этих Правил, в частности, в части обеспечения безопасности при выходе пешеходов на проезжую часть, изменении водителями направления движения и открывании дверей припаркованного транспортного средства.
Управление транспортным средством – воздействие на органы управления транспортного средства, что приводит к изменению его положения относительно первоначального (Прим: ранее такого определения не было).
На перекрестках с круговым движением водитель транспортного средства, движущегося по кругу, имеет преимущество перед транспортными средствами, которые приближаются к перекрестку с других направлений, если другой порядок движения не установлен знаками приоритета.
Водитель не может быть признан виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия в случае, если он двигался без нарушения требований этих Правил, а дорожно-транспортное происшествие произошло в результате несоответствия состояния дороги требованиям установленных Правил, норм и стандартов.
Перевозка пассажиров на такси разрешается водителям, которые имеют удостоверение категории «В», стаж управления ТС более трех лет и соответствующее разрешение (лицензию) от государственного органа власти, отвечающего за безопасность перевозки пассажиров.
Пешеходам запрещается: пользоваться при переходе проезжей части дорог и железнодорожных путей наушниками, зонтиками и другими предметами, ограничивающими слуховой и визуальный контроль за дорожным движением; пересекать проезжую часть во время пользования средствами связи.
Велосипедисту запрещается: управлять велосипедом в нетрезвом состоянии, под действием наркотических или лекарственных препаратов, которые снижают реакцию и внимание человека; во время движения пользоваться средством связи, держа его в руке.
Дневные ходовые огни – внешние световые приборы белого цвета, установленные спереди транспортного средства и предназначенные для улучшения видимости транспортного средства во время его движения в светлое время суток. (Прим.: нет упоминания о том, были ли они установлены на ТС заводом-производителем).
Не считается переоборудованием ТС установка оборудования, которое делает возможной работу двигателя на дополнительном, кроме предусмотренного производителем транспортного средства, типе топлива. (Прим: сейчас при установке ГБО надо менять техпаспорт, данная норма позволит ездить без замены этого документа).
В случае передачи управления ТС другому лицу для обеспечения безопасности дорожного движения владелец (водитель) транспортного средства обязан знать и в течение шести месяцев со дня окончания использования транспортного средства другим лицом хранить данные по имени, фамилии, а также номеру водительского удостоверения лица, использовавшего ТС, и в случае необходимости представлять эти данные по требованию суда или государственного органа власти, который осуществляет надзор за дорожным движением.
Рисунки Сергея Кузьмича